http://tuofikea.ru/novelty

Почему экипаж нарушил глиссаду?

Специалисты называют возможные причины крушения лайнера в Карелии

В ночь на вторник под Петрозаводском при попытке совершить жесткую посадку потерпел крушение пассажирский авиалайнер. 44 человека погибли, восемь в крайне тяжелом состоянии находятся в больницах.

Это самая масштабная катастрофа на российских внутренних авиалиниях за последние три года.

В 22.30 по московскому времени Ту-134 с 43 пассажирами и 9 членами экипажа на борту вылетел из столичного аэропорта «Домодедово» в Петрозаводск. По словам представителей Росавиации, полет проходил нормально. В 23.40 лайнер стал заходить на посадку: в условиях плохой видимости из-за тумана и дождя. В 0.00 самолет исчез с экранов радаров.

Ту-134 упал на шоссе Петрозаводск-Суоярви, не дотянув 700 метров до взлетно-посадочной полосы аэродрома Бесовец. При совершении жесткой посадки на автодорогу шасси подломились, от трения об асфальт фюзеляж самолета разрушился и загорелся.

Для расследования причин катастрофы создана специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в состав которой вошли замглавы Минтранса Валерий Окулов и руководитель Росавиации Александр Нерадько.

По одной из версий, причиной крушения самолета могли стать плохие погодные условия и технические сбои в работе аэропорта. Сразу же после катастрофы заместитель главы МАК Алексей Морозов заявил: «Во время аварии Ту-134 в аэропорту города не работали огни высокой интенсивности, которые должны быть включены в условиях плохой видимости». Как сообщили позднее, при снижении самолет задел линии электропередачи, и до включения резервного блока питания на 5 секунд аэропорт погрузился в темноту. Однако диспетчер Сергей Шматков, который вел лайнер с момента взлета из Москвы, утверждает, что причина катастрофы кроется в ошибке командира экипажа, принявшего неверное решение о вынужденной посадке. «Отключение электричества произошло уже в момент крушения и ни на что не повлияло», — заявил он.

Представители компании «РусЭйр», которой принадлежал разбившийся лайнер, не признают вины летчиков: «За штурвалом был опытный экипаж, а сам лайнер полностью исправен и обладал достаточным запасом топлива». Борт был выпущен в 1980 году Харьковским авиазаводом. И, несмотря на солидный возраст, был в хорошем техническом состоянии, утверждают в авиакомпании.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик России Олег Смирнов считает, что отключение огней на взлетно-посадочной полосе не может стать единственной причиной катастрофы. «Конечно, это внештатная ситуация, но в подобных случаях экипаж должен совершить дополнительный круг и принять решение: совершать посадку, уйти на запасной аэродром или вернуться домой? Любой летчик знает: на расстоянии 700 метров от посадочной полосы высота самолета должна быть не менее 50 метров. Судя по информации, которой мы располагаем, лайнер уже был в земле. То есть экипаж совершил преждевременное снижение, нарушил нормальную глиссаду машины, задел линии электропередачи и рухнул на асфальт. Почему экипажу самолета пришлось пойти на нарушение траектории снижения самолета — главный вопрос», — заявил «Новой» Олег Смирнов.

Более категоричен в своих высказываниях летчик-испытатель Магомед Толбоев, который считает, что причиной катастрофы, скорее всего, стал именно человеческий фактор. «Я прекрасно знаю Ту-134 — это очень надежная машина. За 40 лет эксплуатации она великолепно зарекомендовала себя. Если лайнер и устарел, то только морально. А вот степень подготовленности российских летчиков гражданской авиации оставляет желать лучшего. Достаточно вспомнить пермскую катастрофу в 2008 году, где причиной крушения, унесшего жизни 88 человек, стал именно непрофессионализм экипажа».