http://tuofikea.ru/novelty

Капиталистический рай только для самых равных

Декларации о доходах кремлядей, силовигархов и прочих сильных мира сего — те, официальные, что мелькали в СМИ, — в течение недели будоражили общественность. Шуршали газеты, а переведённая на жён собственность так и кричала из-под маститых фамилий. Шувалов «заработал» втрое больше президента — в какой стране это возможно? А Сурков, хоть и не втрое, но тоже больше, а Дубовицкая — которая жена, так и вовсе на порядок больше… В чём тут было послание?

Послание, конечно, в цифрах. Мол, возможно такое только в демократической стране, где вовсе не богатство решает, кто ты — начальник или дурак. Вот, например, президентег Дима наш — свой в доску парень, забывший, сколько получал как предсовдиректоров Газпрома. За такого и проголосовать можно! Вроде как все они там миллионеры — из песни слов не вычеркнешь, — но вот кто богаче, это уже вопрос второстепенный. Не в деньгах счастье! Тем более в наших, кремлёвских… «Примерно одного достатка» — вот был мессэдж. Да, мы миллионеры, но и вы-то нам, дорогие россияне, — что можете возразить со своей стороны? В стране именно такой строй, который позволяет нам становиться миллионерами, а вам с бутылкой ли, с компьютерной мышью ли, со свечкой ли — деградировать. Таков ваш удел…

Социализм, равенство, социальная справедливость? Помилуйте — вы же помните, чем это всё кончилось. Лагеря, тоталитаризм, очереди за колбасой… А нынче-то — раздолье. Вот и пользуйтесь благами, пока у вас их не отняли очередные швондеры, которые всё норовят отнять да поделить. И не завидуйте тем, кто вас богаче — они просто поусерднее поработали, вот и весь секрет достатка. Just try — и у тебя тоже получится, Россия — страна больших возможностей (агитировала сцена на Дворцовой площади выпускников школ в 2008-м летом)…

На самом деле, классовый вердикт правящей элиты, её намурлыкивание знакомых мантр — читается за любой такой биллью о птичьих правах населения. И, как определённый итог либерализации общественного слуха (именно слуха в данном случае, не сознания), я думаю, пора высказать кое-какие обидные для либералов и патриотов мысли.

Неблагайдарные

Я очень хорошо помню тот негласный, но весьма мысленно ощутимый пафос, с которым на место КПСС приходило неблагайдарное поколение. За период перестройки словно поработал сепаратор общественной мысли — в результате его скоростной сепарации возникла следующая картина.

Коммунизм — строили люди до неприличия воодушевлённые и непрагматичные, они строили будущее для других, презирая сегодняшние блага. Павка Корчагин… Он ичего-то тут понастроили своими безумными усилиями, но этому всему общественному богатству нужен теперь менеджер с буржуйской мотивацией, иначе он не сможет руководить на альтруистических началах, нужен вкус собственности. Социализм как экономическая система — нерентабелен, его надо сменить на более прагматичную, где будет на первом месте… учёт и контроль посредством рыночной мотивации. Ведь хозяин не позволит ни копейки потерять в ходе товарооборота. Поднять хозяйскую мотивацию каждого пункта следования товара к потребителю — значит улучшить и качество продукта и качество обслуживания, и т.д. и т.п. Всё это достаточно крепко въелось в умы восьмидесятников. Плановая экономика — это пустые полки, хотим ассортимента, а уж кто сможет — тот и заплатит.

Заплатили в итоге все поголовно — катастрофическим сокращением поголовья. Уж извините за чёрный такой сарказм в речи. Но отдавших почти век строившийся социализм, сложнейшую систему взаимоотношений, на порядок более гуманную, чем капитализм — отдавших всего лишь за ассортимент, по-другому и не назовёшь. Да, это мы с вами. Отдавшие свою социалистическую долю от продажи нефти, газа, свою собственность на каждый советский завод — которые были после этого и вывезены в виде металлолома, а немногие рентабельные приносят высокие прибыли братве из топа Форбса.

Однако что же получилось у тех, кто провозгласил себя святее папы римского — то есть прагматичнее большевиков? Получился скверный анекдот и очень для общества неприличный подход к коммунизму как религии. Сегодня потому-то этот тезис и стал общим местом, что поработали либералы в пропаганде — но ведь они-то за это получили миилиарды. А что получили те, кто ещё повторяет их галиматью насчёт утопичности коммунизма и реалистичности капитализма?

Он говорили, что коммунизм, то есть общество без эксплуатации и имущественного расслоения- будут строить только верующие в эту идею люди. Именно верующие. Стоп! Разве в 1930-х стройки социализма призывали к себе верующих? Нет, там были очень хваткие, прагматичные ребята, помимо индустрии для страны, создававшие очень неплохие по тем временам сбережения и, главное, репутацию инженеров-новаторов. Они шли нарасхват потом во всех городах. Однако именно в них ткнув, показав изнурительные темпы строительства индустрии, выдернув из ведомостей о зарплатах и интенсивках один лишь комсомольский энтузиазм, — либералы объявили коммунистов верующими. И этот имидж всячески постарались закрепить за нами. Мол — у нас от уверовавших вообще нет отличий. Поскольку и верующие в бога, и верующие в коммунизм — верят в то, чего не видели. Так не лучше ли уж сразу верить в рай небесный, чем делать какие-то опасные для других телодвижения в сторону рая земного? Очередная сепарация — идеальное было отделено в коммунистическом, и тотчас приватизировано попами. Доверчивость — главный ресурс напёрсточников и церковников, запомните это, детки.

Ловкая инверсия. Я сейчас не буду эту пропаганду опровергать, поскольку она достаточно была общеизвестна да и места жалко. Я перейду сразу к попытке рассудить по их же законам — либералов, демонтировавших в СССР социализм как экономическую систему социальной мотивации.

Верующие и врущие

Первые же годы приватизации показали, что кроме вкуса и так знакомой водопроводной воды да морковки с грядок на своих шести сотках — никто никакого нового цимуса собственности не ощутил. Кроме тех, кому достались не грядки и квартиры, а заводы, дома и прочая прежде коллективная и государственная собственность. Причём, кроме шуток, — каждому либералу да по вере его и воздалось!

Кто сильнее Чубайса верил в рыночную экономику? Пожалуй, никто. Ну и кто теперь Чубайс и кто этот никто? Вот то-то: бог не Тимошка, видит немножко. И всякого истинно верующего возвышает над пасомыми — дабы вёл, коль верою своей он так силен. Вопрос главный — куда ведёт этот пылающий своим рыжим либеральным оптимизмом человек? Вроде бы, одна только динамика вымирания дорогих россиян должна была насторожить пасомых. Но рыжий энтузиазм заразителен…

Стоп! А откуда снова взялся энтузиазм — это, вроде, из коммунистического словаря? Это нас же ругали за то, что мы, большевики, посмели на энтузиазме полуголодных масс, а то и просто чуть ли не рабским трудом заключённых строить тут богопротивный социализм… Помните? Ну и то, что вера — это удел коммуняк, которые не могут дебет с кредитом сосчитать, а уже рвутся в светлое будущее… И вдруг от этих маститых прагматиков, от этих пророков самого дотошного блохоискательства в бюджете и бухгалтерском учёте… мы слышим абсолютно прежние, верующие интонации. Мол, слабо верили, дорогие россияне — вот по вере своей и получили недокапитализм. А вот если б не противились, не надували бы чаяниями своими государство, но всю власть отдали бы собственнику мелкому да среднему — вот тогда бы точно рай построили бы капиталистический. А что в ходе этого строительства надулись жабами олигархи — так это побочный эффект, и с этим ничего не поделаешь. Можно попробовать из ненависти к оным вырастить у себя на горбе ещё и силовигархов — но от зла зла не ищут, как говорится…

Капиталистический рай получился снова только для самых равных. Ага — вот тех самых, из списка Форбса. Читаю — и любуюсь. Везде это проклятое советское слово «заработал». И рядом миллионы. Это как же надо было потеть у станка? Нет, товарищи, эти белоручки станка отродясь не видывали. Опубликованная ими цифирь означает лишь одно, и для нас самое главное — их долю от эксплуатации недр и трудящихся нашей поужавшейся родины. Попадая в Кремль, вы не благодаря своим познаниям в области бирж и котировок становитесь миллионером (ну какой из Суркова брокёр, а?) — но просто потому что вас берут в долю. Дают соответствующие акции, активы, счета. И выход оттуда с таким багажом уже затруднителен: уже не около ноля, а коло шести нолей имя ваше. Хотя, о лёгком, как для Лужкова выходе из этой игры, уверен, мечтает и Путин. Главное ведь не обогатиться — главное сохранить и унести. Как в фильме «Криминальный талант» — самой сложить чужие вещички в чемодан, а потом что бсама хозяйка квартиры их, чемоданы, тебе и выбросила на улицу. Долой диктатора! В Лондоне его, к Абрамовичу… Мечта! «Барон-изгнанник» — думаю, о чём-то таком для Путина благодарно подумывает постмодернист Сурков, холя ногти на ублажающих цифрах своих честно заработанных миллионов.

Прагматичность — очень убеждает массы. Увидев подле крупного Ельцина либералов-прагматиков, советский народ отдался в их руки полностью. Такие умные, уверенные. Началась десоветизация, приватизация — все были уверены, что сие сугубо для их блага придумано. Все тогда думали чужими, не своими мыслями — которые полностью выражали волю нового правящего класса, крупной буржуазии, партноменклатурных «выкрестов». И самое смешное даже не то, что они заставили сперва думать своими мыслями, но то, что после процесса этого мышления — кроме них никто не остался в выиграше. И как-то стала иссякать либеральная общественная мысль, повернула в патриотику.

Но и тут ничего лучше Путина не придумала. Ей, дуре, только дай в кого-нибудь влюбиться. Был пьяный великан Ельцин — стопроцентный враг. Но вот как только позволили власти двоиться в глазах — хмельнО возрадовалась мысль патриотическая. Маленький, доступный взору чекистик ублажил! Уж если не Ельцин — то обязательно лучше! Ну и стали надувать всем патриотическим миром эту проханацию — просто от безысходности. Ибо верить лучше, чем не верить — гласила скрижаль после перестроечной сепарации. Нынче так же уверовали в свеженького Медведева, разводка работает. Но это снова нечистая игра, не правда цифр и не рост, а падение показателей и возрастание роли пропаганды. Пардон, а где же обещанный прагматизм?

А его не было — в общественном масштабе. Был в личном — и об этом честно рассказал Чубайс в своём самолёте. Уничтожение индустрии, деление её на непрагматичные зачастую убыточные куски — делалось фанатиками, фанатиками либеральной веры. Не потому ли они и ныне кормятся не на средства от своих финансовых открытий и махинаций, а всё из того же нефтебюджета, что и мы, миряне? Я о Роснане чубайсовой? Но он-то там получает не нашу двадцатку тысяч, а цифры райские — побольше и чем в топе Форбса.