http://tuofikea.ru/novelty

К интриге президентских выборов: шанс внутри Путина

На днях предвыборная кампания-2012 обрела личностные очертания. Впрочем, имена и фамилии этих очертаний – и без того далеко не новость. Просто теперь уже и слова сказаны.

Дмитрий Медведев объявил, что готов выдвигать свою кандидатуру на второй срок. И достаточно недвусмысленно сказал, с кем и почему он намерен конкурировать. Владимир Путин в ответ не исключил возможности, что в президентских выборах они с Дмитрием Анатольевичем будут участвовать вместе.

Да, внутри тандема есть проблема разногласий – как выразился действующий президент, у него с Путиным единые цели, но разные способы их достижения. Это тоже не новость. И даже не трагедия – в той степени, в которой речь идёт о «средствах и методах». Однако есть в тандеме, на мой взгляд, и проблема принципиально разных подходов. И эта проблема остра в той степени, в какой Россия за время кризиса побила все рекорды по прыжкам в глубину. Впрочем, об этом я говорил не раз, повторяться излишне.

Проблема в том, что единственный сегодня выход для России – восстановление целостности страны. Интеграция. Воссоединение, если называть вещи своими именами. Эта задача – вне мировоззрения Дмитрия Медведева. Он, напомню, и шёл в президенты как убеждённый либерал, менее всего желающий досаждать Западу как словами так и, тем более, поступками.

Допускаю, что Владимиру Путину похожие взгляды в той или иной степени также свойственны. Но его вкусы, повадки и сенсорная картина мира отличаются от медведевских. Убеждён, что внутри Путина живёт приоритет постсоветской интеграции. Внутри Путина – но не внутри системы. Однако в то же время Путин достаточно опытный и адекватный политик – он хорошо знает, как эта система устроена и как она работает. И в этой конструкции у него есть шанс.

И вот при таком подходе лично мне не очень по душе оба варианта, когда смена президента (или не-смена) происходит по сценарию «договорённости». Допустим, Медведев уходит, Путин возвращается в Кремль – страна продолжает существовать без всякой идеологии, с вязким большинством, реализуется инерционная модель. Или Медведев остаётся на второй срок – и ситуация начинает развиваться с пугающей быстротой и в итоге происходит слив государства.

России даёт шанс третий вариант – прямое политическое противостояние между Путиным и Медведевым, выбор между двумя мировоззрениями и путями. Здесь не получится договориться: это не бизнес, и победитель получает всё. Эта ситуация предпочтительнее, хотя она и вынудит Путина заниматься публичной политикой и идеологией, что ему в последнее время не по душе. Зато это даст ему шанс для «реинкарнации» и даже – «модернизации» себя как политической фигуры. Мы прекрасно помним, что в ситуации крайней необходимости Путин, который не любит резких движений, становится жёстким и последовательным – как это было с Чечней и Ходорковским.