http://tuofikea.ru/novelty

Россия больше не «Единая»

Разногласия в правящем тандеме перерастают в прямые противоречия, а «Единая Россия» то ли имитирует внутрипартийную дискуссию, то ли действительно оказалась на грани раскола по вопросу о поддержке Владимира Путина или Дмитрия Медведева на выборах 2012 года. И все это обрастает новыми слухами — например, о том, что после провала «шуваловского проекта» партию «Правое дело» возглавит лично Медведев.

Главным событием уходящей недели стали заявления Дмитрия Медведева и Владимира Путина об участии в президентских выборах 2012 года. Сперва действующий глава государства в интервью китайскому телевидению объяснил, чем его взгляды на будущее России отличаются от позиции премьера, и заявил о готовности баллотироваться в президенты в 2012 году. Почти сразу же Путин сообщил, что также не исключает возможности выдвижения своей кандидатуры. Затем последовали многочисленные интерпретации, обраставшие совсем уж неправдоподобными слухами.

Вначале наблюдатели отметили в заявлениях Медведева три ключевых пункта: у него есть противоречия с Путиным; он считает, что должен определиться по поводу своего участия в выборах 2012 года уже в ближайшее время; и, наконец, он намеревается принимать это решение лично, то есть, видимо, без консультаций с премьером. Как прокомментировал последний пункт в интервью «Росбалту» президент ФЭПа Глеб Павловский, «они «большие мальчики», и Медведев не будет спрашивать разрешения у Путина на свои действия и планы, это смешно». При этом эксперт прозрачно намекал на необходимость предоставления Путину и его окружению гарантий безопасности — создается ощущение, что за них-то сейчас и идет торг.

Правда, такую точку зрения разделяют не все. В частности, политолог Дмитрий Орлов согласен с ней только в той части, что согласования позиции по 2012 году в ходе личной встречи Владимира Путина с Дмитрием Медведевым, вероятно, не будет. Выступая на заседании Московского политклуба в пресс-центре «Росбалта», он отметил перерастание разногласий в противоречия, но, тем не менее, выразил уверенность, что все равно один член тандема «должен быть поддержан другим». Кроме того, по словам Орлова, «мнение высшей властной иерархии должно быть консолидировано». Политическую неразбериху последних месяцев политолог охарактеризовал как «кризис самодентификации элит».

И действительно, если не у правящей элиты в целом, то как минимум у партии власти в последнюю неделю проблемы наблюдались с самоидентификацией, которые психологи бы, вероятно, охарактеризовали как раздвоение личности.

Началось все с того, что после заявлений Дмитрия Медведева вице-спикер Госдумы, единоросс Олег Морозов фактически предложил президенту опереться на правящую партию. Он не исключил, что «Единая Россия» поддержит в 2012 году именно Медведева, отметив, что окончательное решение по этому вопросу будет приниматься на партийном съезде.

В ответ заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов, известный как один из главных партийных идеологов, отчеканил: «Естественно, мы хотели бы видеть Владимира Путина во главе списка «Единой России» в декабре этого года (на парламентских выборах). И его кандидатуру мы рассматриваем, в первую очередь, при решении вопроса о выдвижении кандидата от нашей партии на президентских выборах». Причем Шувалов пояснил, что официальную позицию партии может обозначить только съезд, а он лишь выразил «консолидированную позицию всех, кто в партии занимается политикой».

Либеральное крыло единороссов почему-то отвечать на эти заявления не стало. Они либо отказываются от комментариев, либо изъясняются намеками. Как, например, депутат Владимир Груздев, который со смехом заявил «Росбалту» в ответ на просьбу прокомментировать заявления Шувалова: «Я политикой не занимаюсь». Председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин без всякого стеснения сослался на то, что он «совершенно объективно не в курсе развернувшейся дискуссии», которая отметим, длится уже несколько дней. Ну а острожный как истинный юрист председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников предложил корреспонденту «Росбалта» подождать — по его мнению, отвечать на такие вопросы «пока рановато», поскольку «впереди у нас еще думские выборы».

Неопределенность, как это обычно бывает, породила противоречивые слухи.

Первая интерпретация происходящего предельно проста – это имитация политической борьбы внутри тандема и среди правящей элиты, которой на самом деле нет. Политолог Андрей Окара, например, говорит об «имитации реальной конкуренции». По его словам, все рассуждения о политике сейчас превращаются в «путинологию» и «медведеведение», существующие в рамках дисциплины «тандемософии», а к реальной жизни отношения не имеют.

Вторая версия предполагает попытку «Единой России» и ее «кураторов» в администрации президента «навязаться» обоим потенциальным кандидатам. Политолог Дмитрий Орлов прямо заявляет, что единственный инструмент выдвижения сегодня – это съезд «Единой России». Обойти эту процедуру, по его мнению, никак нельзя, а значит нельзя и уклониться от сотрудничества с партией власти, чего явно хотелось бы не только Дмитрию Медведеву, но и, возможно, Владимиру Путину. Премьер хоть и возглавляет «Единую Россию», но не является ее членом и всегда готов списать какие-то проблемы на «бюрократию», составляющую, между прочим, костяк этой партии. Это, фактически, запрос на гарантии безопасности для партийных функционеров, который косвенно отразил в своем интервью «Росбалту» политолог Глеб Павловский, говоря: «Все должны чувствовать себя уверенно при самых решительных шагах к обновлению государства, которое обещает Медведев».

Есть, правда, и третья версия. В соответствии с ней речь все же идет именно о конфликте между участниками правящего тандема, которые начали «меряться партиями». Недаром же, наверное, на фоне молчания либерально настроенных единороссов неожиданно высказался «эсер» Геннадий Гудков, заявивший, что в «Справедливой России» большинство поддерживает Медведева.

Быть может, торг между российскими соправителями уже начался, и они демонстрируют друг другу способность к «аккумуляции ресурсов» — в виде партий, депутатов, отдельных политиков? В таком случае, Дмитрий Медведев прав, и решение уже близко – Владимир Путин зря пытается отложить «момент истины».

Хотя, как отмечают некоторые эксперты, чем дальше откладывается решение, тем выше шансы на появление «третьего» кандидата. Это еще один слух, который то угасает, то вновь начинает активно обсуждаться. И кто знает, не окажется ли он правдивым, если принятие решения и правда затянется до съезда «Единой России», чего так хотят представители этой партии. Зря, что ли, в пятницу вечером Владимир Путин велел однопартийцам «не возбуждаться» насчет 2012 года?