http://tuofikea.ru/novelty

Страны БРИКС не столь враждебно относятся к Ирану, как США

С 10 по 12 апреля включительно я принимал участие в международном форуме на Кипре. Тема сравнительно нового феномена в мировой политике — я говорю о БРИКС — находилась там в центре внимания.

Саммит стран БРИКС, который только что прошел в Китае, интересен даже не столько конкретными результатами, сколько тем, что эта новая группа стран все больше утверждается в качестве нового фактора в мировой экономике и геополитике. К четырем странам БРИК присоединилась Южная Африка, и мы видим, что страны БРИКС отстаивают идею многополярного мира, а не идею того, что мир должен руководиться из Вашингтона. Это первое противоречие с США.

Страны БРИКС не столь враждебно относятся к Ирану, как Соединенные Штаты Америки

Второе отличие состоит в том, что страны БРИКС не столь враждебно относятся к Ирану, как Соединенные Штаты Америки, и настаивают исключительно на мирных, дипломатических путях решения проблемы с иранской ядерной программой. Они отрицают военные инструменты решения как таковые. Третий момент состоит в том, что страны БРИКС скептически относятся к войне, которую Соединенные Штаты продолжают вести в Ираке, и к войне, которую США и НАТО ведут в настоящее время в Ливии.

Следующий, уже четвертый, момент состоит в том, что практически у всех стран БРИКС хорошие отношения с палестинскими организациями, и вообще они поддерживают палестинцев, а не однозначно, как Соединенные Штаты Америки, ориентируются на поддержку Израиля в Ближневосточном конфликте.

Пятый момент состоит в том, что эта группа из пяти стран с так называемой развивающейся экономикой склоняется к тому, что американский доллар в качестве резервной валюты должен быть заменен либо на другую валюту, либо на совокупность каких-то валют. То есть они весьма сдержанно относятся к тому, что в мире должно продолжаться американское финансовое доминирование.

Западные державы, которые поддерживают повстанцев, сорвали это мирное урегулирование

Все эти моменты находят воплощение в политике. В частности, Россия и Китай воздержались в Совете Безопасности ООН по резолюции, которая открыла для США и НАТО двери для бомбардировок Ливии. А во-вторых, они настаивают на том, что эта резолюция была нацелена на защиту мирного населения, а то, что там делают западные страны, — это фактически превышение мандата Совета Безопасности ООН. Как известно, среди мирных жителей западной части Ливии, которую бомбят натовские страны, достаточно большие жертвы. Это, естественно, вызывает протест, и страны БРИКС как раз выступают против этого.

Кроме того, как мы знаем, Южная Африка (новый член БРИКС) фактически возглавила африканскую делегацию, которая направилась в Триполи. Она имела переговоры с Муаммаром Каддафи. После чего президент Южной Африки Джейкоб Зума заявил о том, что цель Африканского союза состоит в том, чтобы установить мир в Ливии, и предложил переговоры повстанцам. Как и можно было предполагать, западные державы, которые поддерживают повстанцев, сорвали это мирное урегулирование. Но сам по себе факт того, что Южная Африка и еще несколько африканских государств выступили против тех методов, которыми США и НАТО пытаются решить ливийскую проблему, достаточно показательный. В целом позиция ЮАР отражает позицию других стран БРИК.

Бразилия, та же Южная Африка, та же Индия пока не решаются открыто бросить вызов Соединенным Штатам как мировому гегемону

Бразилия, я бы сказал, весьма неохотно поддержала резолюцию (под большим американским давлением). Она негативно оценивает последствия принятия этой резолюции, которые выразились в бомбардировках объектов на территории Ливии.

Можно также вспомнить, что совсем недавно Бразилия и Турция (последняя не входит в БРИКС) были инициаторами дипломатического предложения по решению иранской проблемы. Опять же, Соединенные Штаты и их союзники сорвали эту дипломатическую инициативу Бразилии и Турции. Но это, мне кажется, вызывает больше растущее раздражение в новых центрах силы, таких как Пекин.

Бразилия, та же Южная Африка, та же Индия пока не решаются открыто бросить вызов Соединенным Штатам как мировому гегемону, но совершенно очевидно, что их видение мира чем дальше, тем больше расходится с тем видением мира, которого придерживались и администрация Буша, и администрация Обамы, потому что разница, как выяснилось, между ними незначительная.