http://tuofikea.ru/novelty

Перу ждет перемен

В Латинской Америке в последнее время возникла определенная пауза в плане расширения леворадикальной сферы. Венесуэла, Боливия, Эквадор и Никарагуа так и остались ее составляющими. Однако ни Дильма Русефф, ни Кристина Киршнер, ни Маурисио Фунес не решились следовать примеру Каркаса и его сателлитов, предпочитая весьма умеренную политику.

Аналогичный случай произошел и в Перу. В 2006 году на президентских выборах в первом туре победил леворадикальный подполковник Ольянта Умала, кандидатуру которого поддержал публично Уго Чавес и его союзники-президенты. Но во втором туре победил не он, а Алан Гарсиа, умеренный левоцентрист. В тот момент опора на Уго Чавеса сыграла против Умалы – Перу еще не забыла ужасов партизанской войны 80-90-х годов, которую вели повстанцы из маоистской организации «Сияющий путь». Поэтому ее жителям мятежный офицер (а в 2000 году Умала организовал мятеж воинской части под своим командованием против тогдашнего президента Альберто Фухимори, и после его свержения получил помилование от Конгресса) казался опасным воякой и революционером, который вернет Перу к годам гражданской войны.

Прошло пять лет, и 10 апреля на всеобщих выборах президента в первом туре снова победил Умала, получив 31,5 % голосов. Тот факт, что за пять прошедших лет он не канул в политическое небытие, удержался как признанный лидер левого крыла в Перу, смог обойти всех своих соперников, говорит о том, что Умала – состоявшийся лидер, прошедший проверку временем, а не случайное явление. Более того, перед началом избирательной кампании он, делая выводы из своего поражения, провел существенную коррекцию своего имиджа. Умала более не говорит о своем тесном сотрудничестве с Уго Чавесом, а подчеркивает, что берет себе за образец бывшего бразильского президента Лулу да Сильва, который восемь лет проводил весьма осмотрительную политику. Умала отказался от использования слов типа «национализация». Он обещает всяческое содействие иностранным инвесторам и призывает их не беспокоиться о своем будущем при его власти.

Основной посыл его кампании основывался на призыве к переменам. Дело в том, что, несмотря на впечатляющие успехи Перу в экономике последних лет, когда ежегодный рост ВВП составлял 9-10 %, плоды процветания смогли ощутить лишь немногие. Большая часть жителей страны по-прежнему живет весьма скромно, если не сказать бедно. Экономический бум обошел их стороной. И вот с этим вопиющим фактом Умала призывает покончить, обещая перераспределить национальное богатство. В числе его предложений – всеобщий доступ к качественному образованию, бесплатные завтраки в школах, резкое повышение минимальных зарплат, всеобщее пенсионное обеспечение с 65-летнего возраста.

Как отмечают перуанские аналитики, сила Умалы в том, что он единственный среди политиков страны осознал: народ хочет перемен, а не консервации нынешнего курса – что так или иначе отстаивали все его конкуренты, считавшие, что Перу движется в правильном направлении, раз имеются высокие темпы экономического роста. Умала предложил принципиальный пересмотр повестки дня – и не ошибся.

Сам сорокавосьмилетний Умала происходит из семьи известного леворадикального политика. Брат его находится в заключении за убийство человека, и ему приходится осторожно дистанцироваться от такого родства. За плечами Умалы – участие в войне против «Сияющего пути» и пограничной войне с Эквадором.

На второе место, с 23,5 % голосов вышла Кейко Фухимори, дочь бывшего президента Перу Альберто Фухимори. Ей только тридцать шесть лет, но ее политический опыт весьма богат. В 1994 году, когда ее мать развелась с отцом – на тот момент действующим президентом, 19-летняя Кейко начала официально исполнять обязанности первой леди страны, с чем весьма успешно справлялась на протяжении шести лет, помимо приемов и визитов, активно занимаясь организацией благотворительной деятельности. С 2006 года она депутат парламента, куда ее избрали как лидера партии единомышленников ее отца, к тому времени уже заключенного в тюрьму за коррупцию и нарушения прав человека. Пару лет назад она допустила неосторожное высказывание, пообещав в случае своей победы выпустить отца из тюрьмы. Сейчас, во время избирательной кампании ей не раз припомнили это, и она должна была отказаться от своих слов.

На Кейко работает продолжающий сохраняться для многих слоев населения авторитет ее отца, который разгромил леворадикальных повстанцев, поборол финансовый кризис и заложил основы той макроэкономической стабильности, на основе которой нынешняя Перу достигла столь впечатляющих успехов. Против нее работает то, что все-таки больше людей Фухимори ненавидит, нежели восторгается им. Кроме того, многих смущает ее молодость, ввиду чего считается, что она окажется марионеткой своего отца, который будет править Перу из тюрьмы, или людей из его окружения.

Великий перуанский писатель, лауреат нобелевской премии Марио Варгас Льоса, который сам двадцать лет назад участвовал в президентских выборах, и чуть было не победил, назвал выбор между Умала и Фухимори выбором между раком и СПИДом. Сам Льоса поддержал бывшего президента Алехандро Толедо, который получил лишь четвертый результат, хотя по первоначальным опросам он считался фаворитом президентской гонки. Но его погубила самоуверенность, беспечность и присущее всем кандидатам, кроме Умалы, нежелание что-либо менять в корне.

Третьим стал, уступив несколько процентов Фухимори, кандидат германо-польского происхождения Педро Пабло Кучински. Он финансист с мировым именем, много работал в международных банковских структурах, являлся министром в ряде предыдущих правительств Перу, и был премьер-министром. Но у него имеется серьезный недостаток – наличие второго, американского гражданства, от которого он так и не смог отказаться. Кучински воспринимается как фигура слишком тесно связанная с иностранным капиталом, и с США, к тому же он женат на дочери бывшего директора ЦРУ.

И Кучински, и Толедо, и бывший мэр столицы Лимы Луис Кастанеда, представляющие правые и центристские силы, теперь оказываются перед выбором – кого им поддерживать во втором туре выборов? Репутация обоих кандидатов весьма одиозна для них, хотя позиции Кейко Фухимори все-таки ближе. Перед вторым туром, намеченным на 5 июня, в Перу предстоит серьезная политическая борьба. Противостояние всех против одного может сыграть на руку Умале, но с таким же успехом может остановить его во второй раз подряд.

И перуанские, и зарубежные политологи отмечают, что нынешние выборы вскрыли неоднозначную ситуацию в стране – довольно значительным экономическим успехам не соответствует политическая стабильность. Встревоженные успехом Умалы инвесторы уже подумывают паковать чемоданы, и индекс биржи в Лиме упал сразу на три процента. Общество в Перу находится в состоянии неопределенности. От выборов зависит слишком многое. И новый президент может повернуть руль слишком круто – по примеру Венесуэлы или Боливии. Достичь стабильности как в Чили или хотя бы в Колумбии, где несмотря на партизанскую войну выборы не означают смену парадигмы развития, Перу никак не удается, поляризация слишком значительна, и у населения нет консенсуса относительно своего будущего.

Второй тур покажет, насколько страна готова рисковать. Заодно мы узнаем, прибавится ли у Чавеса союзников. С учетом природных богатств, населения и размеров Перу, Умала может стать не просто новым союзником президента Венесуэлы, но и его соперником в лагере левых.