http://tuofikea.ru/novelty

У России нет сил для Средней Азии

«Арабский синдром» может перекинуться на Среднюю Азию. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Госдуме. Впрочем, как стабилизировать геополитическое подбрюшье РФ, депутаты не знают. Глава Комитета по делам СНГ назвал позицию Москвы переменчивой и проамериканской.

Слушания прошли в среду за закрытыми дверями с участием представителей силовых и внешнеполитических ведомств. Тон дискуссии в открытой части слушаний сходу задал замминистра иностранных дел Григорий Карасин. Дипломат признал, что, несмотря на стабильную обстановку в азиатских республиках, «угрозы безопасности в последнее время нарастают».

По словам замглавы МИД, опасность исходит в первую очередь из Афганистана в виде возрастающего экстремистского влияния и расширяющегося наркотрафика. «Можно говорить об исходящей с территории Афганистана героиновой агрессии, афганский след также прослеживается в исламистских движениях на территории Узбекистана», — пояснил замминистра.

Вслед за этим представитель МИД фактически признал, что страны этого региона оказались перед перспективой повторения судьбы некоторых ближневосточных и северо-африканских государств, столкнувшихся с так называемыми «арабскими революциями». С ним согласился и глава думского комитета по делам СНГ Алексей Островский (ЛДПР), который поспешил провести параллель между ситуацией в арабских и среднеазиатских республиках. К примеру, он обратил внимание на то, что население Киргизии и Таджикистана растет такими же высокими темпами, как и в Египте. «Причем там много молодежи, которая, как известно, стала движущей силой революции в Египте, кроме того, большая часть населения живет за чертой бедности», — отметил депутат.

И если пламя демографического бума в этих странах пока удается тушить усилиями России, радушно раскрывающей свои двери перед армией трудовых мигрантов, то повлиять на межклановые противоречия в Средней Азии Москва пока не в силах. «Лидеры этих республик сидят по 20-30 лет, вспомнили все, что они ханы и падишахи, — заметил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Назарбаев сидит, как Брежнев и умрет как Брежнев – 10 ноября 2022 года, а народу сообщат по радио, что умер великий и могучий, и казахский народ осиротел».

По мнению Карасина, выходом из сложившейся ситуации могут стать демократические реформы в среднеазиатских республиках. «Это реформирование общества в сторону строительства современного гражданского государства, межконфессиональный и межнациональный мир, ответственность политической элиты перед своей страной за уровень жизни населения, образование и работа с молодежью», — очертил будущие реформы замглавы МИД. При этом он подчеркнул, что Россия, как ни одна другая страна, заинтересована в сохранении стабильности на территориях своих южных соседей. «ЦАР играет ключевую роль в обеспечении нашей безопасности, и именно партнерство позволяет нам вместе думать над угрозами и способами предотвращения «североафриканского синдрома», — сказал Красин.

Впрочем, помимо России активный интерес к этому региону проявляют и другие международные игроки. «Кроме США, стран ЕС, это еще и Турция, Ирак, Индия и Китай, объем инвестиций которого в экономику центральноазиатских республик уже превысил $15 млрд», — заметил Островский.

Показательно, что, по мнению замглавы МИД, Россия не претендует на исключительную роль в Средней Азии. «Все это нами воспринимается спокойно, но при этом должен быть обеспечен стратегический учет интересов России в этом регионе, а действия других игроков должны быть предсказуемыми и транспарентными», — подчеркнул замминистра.

Убедить же азиатские страны в том, что лучше России друга им не найти, поможет дальнейшее развитие сотрудничества в рамках уже действующих структур – СНГ, ШОС и ОДКБ, считают в МИД. По мнению Островского, стратегия Москвы должна выстраиваться с учетом пророссийской настроенности части среднеазиатских элит. Необходимо также увеличить поток российских инвестиций в эти республики, полагает глава профильного комитета.

При этом от бизнес-сообщества на слушания были приглашены только представители одного из крупнейших сотовых операторов России. Гораздо в большем количестве в списках участников значились фамилии сотрудников силовых структур – от 5-го управления ФСБ до ФСКН. Какой выход из ситуации предложили депутатам работники этих ведомства, остается только догадываться, они предпочли вести беседу в закрытом режиме. Хотя можно с уверенностью сказать, что речь, во многом, шла о наркотрафике.

Наиболее же экстравагантный способ решения проблемы выдал Жириновский, который предложил провести всенародный центральноазиатский референдум. «Давайте, проведем референдум, и 80% жителей ЦАР снова вернется в состав России», — заявил лидер ЛДПР.

Впрочем, его надежды тут же развеял коллега по фракции Островский. По его словам, политика России по отношению к ЦАР в постсоветский период менялась от игнорирования своего ближайшего партнера и восприятия в качестве «балласта» до развития реального сотрудничества. Отсутствие четкого вектора и ярко выраженная проамериканская ориентация Москвы породили вполне объяснимое недовольство со стороны наших южных соседей. «Так что как такового настоящего партнерства между Россией и ЦАР можно наскрести разве что по сусекам», — подытожил Островский.