http://tuofikea.ru/novelty

Трусливое руководство Евросоюза: кризис долгов

Кризис долгов в Европе продолжает тлеть. Не в последнюю очередь на это указывает крик о помощи Португалии. Все же, для паники нет никакого повода. Вчера Греция и Ирландия, сегодня Португалия, завтра Испания и Италия? Этот вопрос тревожит европейцев, с тех пор, как Португалия стала третьим государством ЕС, которая попросила финансовой помощи у МВФ и ЕС.

В краткосрочной перспективе нет причин для паники. Заявка Португалии на кредит была давно ожидаема. Финансовые рынки уже давно скорректированы. Испания не должна опасаться, что португальский вирус завтра перепрыгнет через границу, так как риск убытков испанских банков в Португалии остаётся в разумных пределах.

Тем не менее, случай с Португалией напоминает еврозоне, что кризис долгов тлеет дальше. Только слишком охотно главы правительств ЕС с согласованной 2 недели назад реформой валютного союза поставили точку в кризисе. Это оказалось иллюзией. Этого как раз не достаточно, заключить пакт о конкурентоспособности и укрепить пакт стабильности евро. 17 евро-государств должны исполнять свои – хоть и не популярные – новые сберегательные и реформаторские предписания, как в хорошие, так и в плохие времена. Финансовые рынки будут очень внимательно следить, есть ли у правительств воля и сила к этому. До тех пор пока они это не докажут, еврозона будет оставаться под наблюдением финансовых рынков еще несколько лет.

Политическое руководство валютного союза вовсе не может закончить кризис долгов политическим ударом в литавры. Кто этого ожидает, требует невозможного. Однако она могла бы вселить уверенность финансовым рынкам. Для этого необходимо, прежде всего, мужество посмотреть правде в глаза. Прежде всего, государства ЕС должны заставить себя раскрыть истинные потери, которые возникли в их банках из-за кризиса долгов или еще могли бы возникнуть. Собственно, новый раунд стресс-тестов должен вывести эту истину на свет.

Все же, у политиков не хватает мужества для этого. Они и в этот раз не тестировали, какие банки не лопнули бы вследствие государственного банкротства в еврозоне. Что произойдет, если кредитные институты девальвируют облигации в своих банковских книгах на актуальный уровень рыночной цены? Этот вопрос снова не был задан в новом стресс-тесте, жалуется экономист Даниэль Грос из Брюссельского Центра Изучения Европейской Политики.

За этим, нужно предполагать, стоят не экономические, а чисто политические мотивы. Подобный тест раскрыл бы и без того огромный дефицит собственного капитала. В Германии были бы особенно затронуты государственные институты, и прежде всего коммунальные банки. Печальная новость для налогоплательщиков: после того, как они пожертвовали уже двузначные миллиардные суммы ради спасения банков, они должны были бы пустить вдогонку новые миллиарды. Об этом, однако, канцлер Меркель хотела бы умолчать.

Правда также в том, что кредиты для Греции, Ирландии и Португалии не достаточны, чтобы сделать им возможным новый старт. В конце кредиторы этих стран должны будут принимать убытки – по крайней мере, в форме сниженных процентов или более длительных сроков облигаций. Политическая элита еврозоны могла бы это признать без проблем, если бы она застраховала свои банки от дефолта. Но ей не хватает мужества и она вместо этого лучше рискует, а неуверенность на рынках продолжается.

Однако без политического мужества в долгосрочной перспективе не обойтись. Непопулярные сберегательные и реформаторские решения принимают только те правительства, которые готовы идти на риск против общественного мнения. Это задача не только государств, которые в настоящее время находятся в центре внимания финансовых рынков. Можно с нетерпением ждать, что произойдёт в Италии и Франции.

Пока правительство в Риме не создаёт впечатление, что оно собирается сокращать свою гору долгов – одну из самых высоких в ЕС. Теперь глава правительства Берлускони уже пытается отклониться от жёсткого сберегательного курса в ЕС. На последнем саммите ЕС, он утверждал, что в Италии принимается во внимание относительно высокий уровень частных сбережений при оценке государственных финансов. Берлускони полагает, по-видимому, что сможет уклониться от сберегательных требований из Брюсселя вместе с тем в будущем.

Рынки будут пристально следить, закрывает ли еврозона подобные лазейки. Если нет, тогда кризис вернётся в ЕС через несколько лет. Но с гораздо большей силой.