http://tuofikea.ru/novelty

Намек Медведева будет понят

В эпоху великих намеков вступила, похоже, российская политика. Дмитрий Медведев выступил с громким, крайне двусмысленным заявлением по поводу возможности своего второго президентского срока. Очень символично, что сделал это ДАМ в интервью китайскому ТВ. Однозначно расшифровать слова президента так же сложно, как разгадать какую-нибудь сверхсложную китайскую головоломку.

“Не могу сказать, что это самый оригинальный вопрос, который я услышал” — так Дмитрий Медведев ответил на действительно дежурный вопрос китайского журналиста о возможности участия нынешнего главы государства в грядущих президентских выборах.

Но вот ответ Дмитрия Анатольевича получился каким угодно, но только не дежурным. Сразу оговорюсь: Медведев не перешел Рубикон. Не бросил открытого вызова своему партнеру по тандему Владимиру Путину. Он даже не дал ни одного конкретного обещания. При желании можно даже заявить, что ДАМ всего лишь еще раз в новом словесном обрамлении озвучил уже набившую оскомину мантру тандема: ближе к делу мы договоримся и сообщим вам, кто будет вашим следующим президентом.

Но что-то мешает мне прийти к выводу, что ничего нового и важного не произошло. В эпоху великого кормчего Мао Цзэдуна в Китае, где сейчас с визитом находится ДАМ, открытое высказывание претензий в адрес высшей власти было равнозначно самоубийству. Но хитроумные китайцы все равно находили изящные способы показать коммунистическим лидерам свое фи. Например, в начале 1976 года для этого была использована смерть многолетнего премьера страны Чжоу Эньлая.

Простые граждане мигом заполнили главную площадь Пекина. Внешне это выглядело исключительно как скорбь по усопшему верному соратнику Мао. Но все понимали: прославляя мертвого премьера, граждане выражают свое недовольство живыми вождями.

Я не собираюсь сравнивать современную Россию и Китай времен Мао. Но привкус чего-то китайского в нашей политики ощущается совершенно явственно. Уж слишком много в словах ДАМа было мелких, но красноречивых нюансов.

Вот как, например, ДАМ охарактеризовал свои отношения с Путиным: “Мы общаемся, естественно, в товарищеском ключе. Но при этом у нас сегодня разные роли. Я президент страны. Президент формирует правительство. Правительство занимается своими делами, занимается экономикой, социальной сферой. Это, естественно, наложило свой отпечаток на мои отношения с моим коллегой. Другого и быть не могло. Точно так же, когда я работал в правительстве, а Владимир Путин был президентом, ситуация была зеркальной”.

Вы скажете: и что тут такого? Дмитрий Анатольевич всего лишь растолковал китайцам формальное распределение ролей на верхушке российской власти. Но возможно и другое понимание слов ДАМа: Путин рулил раньше, а теперь рулю я.

Идем дальше. “Я не исключаю того, что буду баллотироваться на должность президента на новый срок. Решение будет принято, причем уже в достаточно короткой перспективе”, — заявил Медведев. Если рассуждать формально, то президент снова не сказал ничего сенсационного. Различные вариации фразы “я ничего не исключаю” мы уже не раз слышали прежде.

Но вас не зацепили слова “в достаточно короткой перспективе”? У меня сразу возник вопрос: какую именно “перспективу” Дмитрий Анатольевич считает “достаточно короткой”? Самым крайним сроком, когда должен быть определен кандидат в президенты от власти, является конец этого года. Но до этого момента еще остаются долгие месяцы. Не намекает ли ДАМ, что лично он намерен принять решение гораздо раньше?

Обильную пищу для размышлений дал и еще один медведевский рассказ о Путине и о себе: “Я думаю, что нет ни одной здоровой политической силы, которая не желает нашей любимой стране процветания. Мы просто, может быть, по-разному видим методы и способы достижения этого процветания. Но это и есть демократия, это и есть конкуренция”.

И снова все зависит от того, под каким углом зрения смотреть на слова хозяина Кремля. Люди не могут быть абсолютно одинаковыми. Даже самые близкие соратники и союзники все равно будут несколько по-разному оценивать одни и те же вопросы. Но вот вы когда-нибудь слышали, чтобы Дмитрий Анатольевич использовал для описания своих отношений с Путиным слово “конкуренция”?

Итак, головоломка от Медведева получилась очень даже занятной. Но вот дал ли нам Дмитрий Анатольевич ключ к ее разгадке? Мне кажется, что ключ, если он есть, скрыт вот в каких словах президента: “Решение (баллотироваться или нет. —“МК”) должно опираться на существующий расклад политических предпочтений и, самое главное, на отношение людей”.

Если я прав, то Медведев послал четкий сигнал и своему партнеру по тандему, и всей политической элите в целом: я готов и я хочу! Свой ход я сделал и теперь жду вашей реакции. Если она будет негативной, то всегда можно сказать, что журналюги и горе-аналитики все снова не так поняли!

Думается, что всем нам тоже стоит набраться терпения и подождать. Чего именно? Прежде всего ответного хода ВВП. Ведь реальный расклад сил в тандеме пока не изменился. Медведев может обладать титулом президента. Но у Путина по-прежнему реальные рычаги власти. Как с обескураживающей честностью признал первый вице-спикер Думы от “Единой России” Олег Морозов, наша “руководящая и направляющая сила” с радостью поддержит кандидатуру Медведева — но только, если он договорится с Путиным.