http://tuofikea.ru/novelty

В КГБ Беларуси уже отчитываются об успехах «нарастающим итогом»

Во вторник вечером глава белорусского КГБ Вадим Зайцев обнародовал официальные версии теракта в метро.

Первая из них — дестабилизация обстановки в Белоруссии.

Вторая версия, по мнению властей, — причастность к взрыву экстремистских организаций, в частности анархистов.

Третья — поступок нездорового человека, «не только психически, но и с точки зрения личных амбиций».

По делу о теракте в минском метро задержаны три человека. Об этом также сообщил журналистам председатель КГБ. Задержаны три человека «для проведения опросов», сказал он.

Он также сообщил, что составлен фоторобот подозреваемого в совершении теракта. «В качестве подозреваемого определен один человек. Мы не исключаем версию соучастников. Версия наемника также не исключена», — сказал глава КГБ.

Сегодня утром задержаны первые подозреваемые по делу о теракте в Минске, заявил заместитель генерального прокурора Белоруссии Андрей Швед журналистам. «Речь идет о двух людях», — сказал Швед. Надо понимать, что из троих, задержанных накануне «для проведения опросов», двое из категории «опрошенных» перешли в разряд «подозреваемых».

Главной версией власти считают первую, подчеркнул глава КГБ. «Не хочу подчеркивать, кто стоит за попытками дестабилизации, но то, что кому-то не нравится тот уклад, которым живет белорусское общество, — это факт. Это попытка посеять страх, панику и недовольство правоохранителями, а значит — и властью»,- сказал он.

Вторая версия следствия — это причастность к событиям молодых экстремистов, и она связана с недавно прошедшими президентскими выборами, массовыми беспорядками 19 декабря и последовавшими судебными процессами. «Не все лица, которые сегодня привлечены либо дела которых рассматриваются органами прокуратуры и судами, согласны с решениями судебных органов», — отметил Вадим Зайцев. Так, «сейчас завершается уголовное дело по анархистам», сообщил он. «Мы не исключаем, что в отместку, в первую очередь, в отношении КГБ могли быть совершены подобные действия», — сказал глава КГБ.

— Собственно, первая и вторая версии КГБ по сути являются вариантами одного и того же — политической подоплеки теракта, — считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. — И в этом плане реализуются, к сожалению, самые нехорошие опасения, которые высказывались по горячим следам — что расследование теракта может стать началом «охоты на ведьм» в белорусской оппозиции. Хотя на сегодня, думаю, все еще зашло не слишком далеко — просто президент Лукашенко на совещании 11-го числа потребовал от силовиков, чтобы результаты были каждый день, «нарастающим итогом». Но впечатляющих результатов у расследования нет, возможно, по объективным причинам, и силовики демонстрируют промежуточные результаты — каких-то случайных задержанных, выдвигают версии, которые по их мнению могут «понравиться» президенту — в общем, как все чиновники, держатся за кресло и стараются угодить начальству. Это обычное дело, главное, чтобы слишком далеко не зашло.

«Белорусское КГБ не лучше и не хуже других аналогичных структур, — считает Анатолий Баранов. — Все они очень легко справляются с задачей борьбы с инакомыслящими, поскольку эта работа в оперативном плане не представляет большой сложности, а вот в борьбе с реальным терроризмом они сталкиваются с реальными сложностями, и тут «успехи» куда скромней. И всегда возникает соблазн подложить под реальную проблему мнимое решение — например, посадить мальчишек-анархистов, выбить из них любые показания и предоставить обществу и начальству решение, которое на какое-то время удовлетворит всех. Страшно подумать, что происходило минувшей ночью с тремя «опрошенными», двое из которых в ходе «опроса» стали подозреваемыми. Вопрос теперь в том, удовлетворит ли такой результат президента Лукашенко, который ведь тоже зависит от общественного мнения и перед ним, по существу, тот же соблазн — дать обществу тот результат, которого оно ждет. Лукашенко теперь не может сказать, что не сумели найти террористов. Он должен разыскать и наказать — фактически он это уже обещал обществу, заявив два дня назад:

«В кратчайшие сроки все до мельчайших деталей учесть, расследовать, все виновные должны быть найдены».

И, кстати, тогда же дал намек своим чекистам:

«Проанализируйте все факты. Посмотрите, может, есть связь со взрывом 3 июля. Может быть, это звенья одной цепи».

«Установите, кому это было выгодно, кто за этим стоит, кому было выгодно взорвать стабильность и спокойствие в стране. Все проанализируйте. Тем более, материалов у вас должно быть достаточно до сегодняшнего дня».

— Так получается, что президент дал указания, в каком ключе вести следствие, и как мы видим, КГБ ни на шаг не отклоняется от данных указаний, — закончил Анатолий Баранов. — Это бюрократическая логика. Начальник КГБ даже повторяет формулировки президента в политической оценке события. Но с логикой следствия бюрократическая логика может и не совпасть. И тогда президент должен будет принять политическое решение — искать там, где можно найти или там, где лучше видно…