http://tuofikea.ru/novelty

Румыния требует от России золото

При этом возмещать ущерб за оккупацию советской территории во время Великой Отечественной войны Бухарест не намерен

Наши румынские «друзья» посчитали намедни, что мы должны им денег. Подсчитали даже, сколько именно — 2 млрд евро. Речь идет о так называемом золотом запасе, который родина графа Дракулы передала России на хранение относительно недавно — в 1916 году. По сообщению информационного агентства REGNUM, тамошний советник главы национального банка Кристиан Пэунеску заявил журналистам, что располагает архивными документами, согласно которым нам придется «экстрадировать» 93 тонны благородного металла. Ну, или вернуть его эквивалент в евро — румыны не побрезгуют.

Для того, чтобы по достоинству оценить весь юмор ситуации, напряжем память. Когда грянула Первая мировая война, в Бухаресте долго и мучительно раздумывали, к кому примкнуть, дабы не прогадать. Антанта и Германия тоже никак не могли определиться, что такое румынское войско: подарок или наказание? По преданию кайзер Вильгельм поинтересовался мнением начальника Генерального штаба Мольтке, а тот с солдатской прямотой ответил: «Нам все равно, ваше Величество, на чьей стороне вступит в войну Румыния. Если — на нашей, потребуется десять дивизий, чтобы спасти ее от разгрома. Если — против, понадобится те же десять дивизий, чтобы ее разгромить». Поэтому — «по барабану».

В итоге мощный союзник, с которым никаких врагов не надо, «осчастливил» Антанту 27(14) августа 1916 года. Причем Россия, чуя подвох, сопротивлялась до последнего — нас гораздо больше устраивала нейтральная Румыния. Но Лондон и Париж настаивали, пришлось «капитулировать». Далее все покатилось по сценарию Мольтке: 11 ноября (29 октября по ст.ст.) 1916 года германские войска под командованием генерала Маккензена начали наступление. За считанные дни румынская армия потеряла 120 тыс. человек убитыми и пленными, фактически перестав существовать.

«Уже на ранней стадии военных действий Румыния запросила у России помощи, и ее размер постоянно увеличивался по мере того, как развивалось наступление Германии и Австро-Венгрии. К началу весны 1917 года на румынском фронте, протяженностью 500 километров, находилось 36 пехотных и 6 кавалерийских русских дивизий. Это означало, что российская армия отправила в Румынию примерно четвертую часть своих сил и сама осталась практически без резервов. Ко всему прочему, Россия должна была снабжать румынскую армию продовольствием и снаряжением, а ее собственное положение день ото дня ухудшалось. Хрестоматийный пример того, что слабый союзник приносит больше забот, чем помощи!» — вспоминает человек, которого трудно заподозрить в пророссийских симпатиях — генерал Маннергейм. Тот самый, чью «линию» в Финляндии пришлось прорывать Красной Армии, но это уже, как говорится, совсем другая история.

Вернемся, к «нашим» румынам. Они, конечно, потом отомстили немцам, выступив во 2-ю мировую войну на их стороне, правда, Советскому Союзу от фашистских проблем легче не стало. А уж все, что касается пресловутого «запаса», и вовсе курьез. Нутром ощущая печальный конец, Бухарест в декабре 1916 года слезно умолил Петербург взять на хранение свое золото. В мае 1918 года Румыния «кинула» Антанту, заключив свой собственный сепаратный мир с Германией. А в августе 1944 года Румыния «кинула уже Германию — всего за один день, договорившись о новой «дружбе» с СССР и объявив войну другу бывшему — Гитлеру.

О прошлой, политической проституции можно было бы и не вспоминать, если б не сегодняшние претензии — сами напросились. Мы ж тоже считать умеем. Итак, по пунктам. В 1918 году Бухарест наложил лапу на Бессарабию, и возврат «румынского золота» увязывался советским правительством непосредственно с этим вопросом. В 1940 году Бессарабия отошла к Молдавской ССР, но в 1941 году Румыния совместно с гитлеровской Германией «восстановила статус-кво». По Парижскому мирному договору 1947 года Бухарест обязали выплатить репарации на сумму $300 млн. (в тех ценах), что составляло лишь пятую часть реального ущерба, нанесенного Румынией Советскому Союзу за период оккупации. Однако, в том же 1947 году, репарации были отменены, а в 1956 году по решению Хрущева часть румынских ценностей отправили на родину в качестве жеста доброй воли. Пришедший в 1965 году к власти Николае Чаушеску счел благородство «кукурузника» лишь прологом и потребовал остатки, но получил отказ, мотивированный тем, что долги Румынии, в том числе и в рамках Организации Варшавского договора, значительно превышают стоимость оставшегося в СССР румынского золота.

Что в сухом остатке? «Дракулята» претендуют на 2 млрд. евро? Не вопрос! Но сначала пусть рассчитаются за царскую (во всех смыслах) помощь в Первую мировую войну, да еще возместят ВЕСЬ ущерб (а не только пятую часть), нанесенный с 1941 по 1944 годы. Плюс поправки на инфляцию, плюс стоимость хранения золотого запаса, плюс советские долги — «набежит» прилично. Конечно, при условии, что в чью-нибудь «умную» голову опять не придет «свежая» мысль — «простить» и «покаяться».