http://tuofikea.ru/novelty

Еще раз о цене ратного труда — часть I

Не успел «Военно-промышленный курьер» завершить публикацию материалов научно-практической конференции, организованной Клубом военачальников Российской Федерации, как он 16 июня провел «круглый стол», посвященный проблемам материального благосостояния защитников Родины. Учитывая тот резонанс, который вызвал напечатанный в № 14 «ВПК» за 2011 год проект федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим», редакция решила не мешкая ознакомить читателей с мнениями участников дискуссии. Тем более что 1 июля законопроект будет рассмотрен Государственной думой в первом чтении.

Не мать, а злая мачеха

Тема денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих очень злободневна, поскольку каждого, начиная от курсанта и заканчивая генералом и маршалом, этот вопрос волнует. Ведь речь не только о душевном самочувствии, но и о жизненном благополучии защитников Отечества. Но мы с вами хорошо знаем, что наше государство часто выступает в роли не родной матери своих граждан, а мачехи. Мне это известно по работе в Государственной думе. Вспоминаю злополучный закон о монетизации льгот. 73 парламентария – депутаты-военные – тогда голосовали против его принятия, но мы ничего не могли сделать, потому что закон был выгоден государству, а не людям в погонах. И несмотря на прямое конституционное указание о запрещении ухудшения существующих льгот военнослужащим, он был принят. Обосновывалось это тем, что, мол, потерянные льготы ветеранам восполнит монетизация. Что из этого получилось, мы видим.

Второй пример. Я сам подготовил законопроект о том, чтобы все участники боевых действий на Северном Кавказе получили соответствующий статус. Но правительство, в частности Министерство финансов, стеной встало на пути этого закона. Хотя цена его была всего немногим более двух миллиардов рублей. Для государства это небольшая сумма. Там, где хоть один рубль идет из бюджета, оно очень болезненно реагирует. Нечто подобное сейчас происходит с реформированием денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих.
Анатолий Куликов,
президент Клуба военачальников РФ, генерал армии

Зависшая стратегия

Законопроекты, которые мы обсуждаем (ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ФЗ «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии…» – О. Ф.), в ближайшее время будут рассмотрены в Государственной думе и Совете Федерации. Один из них устанавливает новые параметры денежного довольствия. Основная часть второго касается военных пенсий. Содержание этих документов напрямую затрагивает жизненные интересы сотен тысяч наших граждан, защищавших страну в рядах Вооруженных Сил, в других силовых структурах…

Зададимся вопросом: на что направлены реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения? Наиболее емко на него отвечает принятая в апреле 2008 года «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Она была разработана, обсуждена на коллегии Министерства обороны, утверждена, опубликована и доведена до всех военнослужащих. Очень продуманный и конструктивный документ. Но о степени его выполнения сегодня почему-то не принято говорить. Почему?

Напомню всего лишь два пункта этой «Стратегии…» Первый – ввести Российскую армию в пятерку лучших армий мира. Второй – добиться, чтобы военнослужащие вошли в состав среднего класса России, а их денежное довольствие стало на 25 процентов выше средней зарплаты по стране. Говорится в «Стратегии…» также о том, что армия должна стать по-настоящему открытой, а гражданское общество принимать участие в контроле над ходом ее реформирования.

За минувшее время подготовлено много документов по социальному обеспечению, денежному довольствию и пенсиям военнослужащих – 10 федеральных законов, 30 указов и постановлений правительства, более 40 приказов министра обороны. Однако четкой, стройной системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения так, на мой взгляд, и не выстроено.

В период с 2002 по 2008 год удалось навести относительный порядок в этом деле, было принято немало хороших решений. Но дальнейшие изменения нивелировали многое из уже наработанного. Например, введение специальных надбавок только для центрального аппарата Министерства обороны привело к тому, что рост денежного довольствия на нижних этажах войсковой иерархии замедлился. Дошло до того, что оклады младших офицеров, вплоть до майора, оказались ниже средней зарплаты по стране. Не говоря уже о солдатах, сержантах, прапорщиках и мичманах. А вот у представителей центрального аппарата МО РФ, наоборот, наблюдался всплеск в увеличении размеров зарплаты.

После 2009 года произошло, условно говоря, деление военнослужащих на тех, кто нужен военной организации, и тех, кто не нужен. Это подтверждалось приказами, которыми вводились высокие премии для одних и ничего не делалось для других. В итоге люди в погонах в основной своей массе, по данным правозащитных организаций, недовольны таким положением дел в обеспечении денежного довольствия.

Что касается военных пенсионеров, то за эти годы произошло одно положительное, хотя и не очень значимое событие – увеличение президентской надбавки к военной пенсии, которая положена по закону. В частности с 240 до 1000 рублей в месяц. Это было важно прежде всего для низкооплачиваемых пенсионеров, но ситуацию в целом не исправило.

Не буду называть все причины, которые обусловили необходимость реформы денежного довольствия. Но первая из них касается рядового и младшего командного состава. Ведь все указы, постановления и распоряжения в отношении этого контингента военнослужащих не выполнялись или срывались. К чему это привело? Если сравнить уровень профессионализма наших солдат и сержантов с мастерством профи армий ведущих государств Запада, то он окажется не на высоте. Более того, на сегодня главная ставка именно на контрактную армию сделана везде, кроме России. Последней в 2011 году отказалась от набора военнослужащих по призыву Германия.

Растет диспропорция в оплате труда военных в различных федеральных органах исполнительной власти, а также между государственными и гражданскими служащими и военнослужащими.

Что же дают новые законопроекты? Анализ показывает: увы, они в немалой степени носят декларативный характер. Практика выдает, что всегда неукоснительно выполнялись бюджетное послание президента, закрытый (недоступный общественности) перечень его поручений, а также ряд других указаний, которые оформлены так, что на них нельзя конкретно сослаться.

Напомню: у нас есть и «зависшие» на 20 лет документы. Например, постановление правительства РФ от 30 ноября 1992 года (неотмененное, но и невыполненное) «О начале перехода на добровольное комплектование». Указ президента Ельцина от 25 ноября 1996 года № 1592 «О завершении перехода на исключительно добровольное комплектование военной организации», который также провален. Даже в новой Военной доктрине РФ, принятой в 2010 году, имеется подпункт по данной проблематике. Но и он «завис», потому что новой федеральной целевой программы о переходе на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил нет. Можно было бы назвать и указание президента РФ 2011 года об увеличении количества должностей рядового и младшего командного состава (РМКС), комплектуемых добровольно по контракту, до 425 тысяч. Эти документы в новых проектах федеральных законов не упоминаются, потому что их, судя по всему, никто не собирается выполнять.

В проектах федеральных законов, которые должны быть рассмотрены в Государственной думе 1 июля, говорится, когда начнет вводиться новая система денежного довольствия. Для Вооруженных Сил и Внутренних войск МВД РФ – с 1 января 2012 года. Для остальных силовых структур – с 1 января 2013-го. Новая система пенсионного обеспечения вводится одновременно для всех с 1 января 2012 года.

Указаны и ориентировочные суммы, которые на все это потребуются: порядка 61 миллиарда рублей в 2012-м и 134 миллиардов в 2013 году – на денежное довольствие, 180 миллиардов рублей – на военные пенсии. С гордостью разработчики документов заявляют, что денежное довольствие возрастет в 2,5–3 раза, а военные пенсии – в 1,5. Мы в лаборатории проверили эти цифры, просчитав конкретно по всем должностным категориям и воинским званиям. Что получилось?

Да, прирост денежного довольствия военнослужащих, прежде всего офицеров, будет приличный. Но это не решит проблему конкурентоспособности службы по контракту для солдат и сержантов. В армии первые два года контрактник станет получать 15 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата по России сейчас уже перевалила за 20 тысяч. Получается, мы принимаем новый законопроект, но закладываем в него как бы старые параметры. Материальных стимулов к службе по контракту как не было, так и не появится. А профессия Родину защищать у солдата-контрактника как проигрывала на рынке труда, так и будет проигрывать по своей привлекательности.

Но больше всего нареканий по военным пенсиям. Когда мы пересчитали их размеры (при уходе в запас в плановом порядке и в экстремальных ситуациях), то выяснилось следующее. Например, сиротам, потерявшим кормильца, если этот кормилец солдат или сержант, положена пенсия за отца менее пять тысяч рублей. Но это же безобразие. Как существовать сироте на такие деньги? У меня у самого отец погиб в 1944 году, и я, десятилетний пацан, оказался тогда в подобной ситуации.

Посмотрели мы и на то, что произойдет с самими формулами, по которым будут рассчитываться денежное довольствие и военная пенсия. Так вот, при расчете пенсии сейчас предлагается отказаться от президентской надбавки, служившей подспорьем, как говорится, для низкооплачиваемых. Но самое интересное – предлагается растянуть реальное увеличение военной пенсии до максимальных размеров на… 23 года. Недавно премьер-министр Владимир Путин говорил, что хорошо бы выйти на уровень, когда военная пенсия составит 40 процентов от денежного содержания военнослужащего. Однако с 1 января 2012 года военные пенсионеры будут иметь не 40 процентов от того, что они получали в армии, а всего лишь 24. А заявленная сумма пенсионеру может «накапать» только через 23 года! Намечается ежегодно повышать пенсии на два процента. Извините, но дожить до того светлого будущего многим нынешним отставникам, боюсь, не суждено…

С учетом сказанного мы сформулировали критические оценки выдвинутых законопроектов, а также проанализировали, за счет чего столь существенно выросло денежное довольствие. Оказалось, что кроме надбавки за добросовестное выполнение своих обязанностей, сохранена и та премия, которая вводилась фактически за то же самое. Предполагается узаконить фонд денежного довольствия, созданный по распоряжению еще Любови Куделиной, когда она была заместителем министра обороны по финансово-экономическим вопросам. В законе об этом не сказано, но можно понять, что сохранится порядок, когда деньги запрашиваются под штатную численность, а реальная всегда меньше. Таким образом, оставшаяся разница будет распределяться как премиальные деньги. На мой взгляд, надо усиливать как раз другие надбавки – за качество несения боевой службы.

Что касается военных пенсий, то мне кажется, ситуацию надо исправлять двумя способами. Первый – все-таки сохранить президентскую надбавку, увеличив ее до размеров социальной пенсии. Тогда улучшим положение низкооплачиваемых пенсионеров. Второй – не вводить систему так называемого плавного увеличения военной пенсии, а сроки ее роста сократить с 23 до 10 лет, а то и больше, и гораздо раньше по времени приблизить ее к тому уровню, который назвал премьер-министр Владимир Путин.

Общие выводы таковы. Указания руководства нашей страны о соотношении военных пенсий и денежного довольствия в ближайшие годы не будут выполнены. «Стратегия социально-экономического развития до 2020 года» не реализуется. Замыслы комплектования Вооруженных Сил контрактниками не подкреплены привлекательностью денежного довольствия. Неравенство в размерах денежного довольствия военнослужащих различных федеральных органов исполнительной власти отразится потом и на пенсиях. Никакого ввода военных в состав среднего класса России не произойдет. Необходимость дополнительного премирования сверх традиционных надбавок денежного довольствия необоснованна. Попасть в пятерку лучших армий нашим Вооруженным Силам будет затруднительно. Таким образом, корректировка законопроекта необходима.
Виталий Цымбал,
заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики

Закон непрямого действия

Это законопроект непрямого действия. В нем очень много оценочных норм и положений, которые относятся к компетенции и решению правительства. В чем заключалась ценность закона «О статусе военнослужащих», по которому мы жили достаточно долгое время? Он был прямого действия и все вопросы, касавшиеся социального статуса военнослужащих, включая денежное довольствие, в нем прописаны напрямую.

В том законе имелось важное положение, которое в последующем, к сожалению, всячески размывалось исполнительной властью. Там существовала норма о том, что социальный статус военнослужащих можно изменить только путем прямого внесения изменений в закон. Сейчас этого нет, а понизить социальный статус военнослужащего путем внесения различных поправок могут министерства, ведомства и т. д. Другими словами, любой чиновник может сказать: в государстве ресурсов нет, а потому мы этот закон выполнять не будем.

Подобное началось с отрыва денежного довольствия военнослужащего от минимального размера оплаты труда в стране. Ведь первая (низшая) категория определялась размером пяти минимальных оплат. И повышая минимальный размер оплаты труда в России, государство вынуждено было фактически улучшать также социальное положение военнослужащих. Почему бы и сегодня не взять за базовую величину среднюю зарплату по стране? Пусть это будет та планка, от которой пойдем дальше. Определим, например, что размер денежного довольствия контрактника первого года службы не может быть ниже среднего размера оплаты труда в стране – скажем, 20 тысяч рублей. Если от этой суммы рассчитаем оклады всех остальных должностных категорий, то это совершенно другая логика. Тогда социальное положение военнослужащих будет гарантировано.

Повторю: принимаемые законы должны быть прямого действия, а их нормы не вытекать из подзаконных актов.
Андрей Николаев,
бывший председатель Комитета Государственной думы по обороне, генерал армии

Надо стучаться во все двери

Наш комитет основательно занимается этими двумя законами, активно участвует в согласительных комиссиях, работающих в правительстве, Минфине, Минобороны. Вносились нами и поправки, которые, к сожалению, далеко не все приняты и учтены. Это серьезный минус. Но борьба продолжается. Более того, она вся еще впереди, потому что законопроекты будут обсуждаться в палатах Федерального собрания и поступающие предложения, думается, обязательно сыграют свою роль, особенно если их станет больше.

Надо все-таки признать: оба закона сыграют положительную роль, потому что денежное содержание, как и пенсионное обеспечение, будет возрастать. Другой вопрос: каков механизм выполнения намеченного? Ведь, как тут уже говорилось, в документах полно отсылок типа: «…решается правительством». Однако не определяются конкретные сроки, даты по разработке документов и реализации закона. Это, мне кажется, самый серьезный недостаток.

Когда я был депутатом Госдумы, мы всегда к законам готовили приложение, в котором четко указывали, когда правительству надо принять соответствующие документы. Сейчас такого нет.

И еще. По факту получится, что после принятия 122-го закона (о монетизации льгот), а теперь и двух законопроектов, которые мы обсуждаем, закон «О статусе военнослужащих» утратит свое значение. Его нужно будет вновь перерабатывать, потому что он этими документами выхолащивается до основания.

Что касается расчетов, то они, естественно, ориентировочные, хотя основаны на конкретных положениях законопроектов. С ними можно соглашаться или нет. Например, у командира дивизии генерал-майора сегодня пенсия 16 тысяч рублей, а с 1 января 2012 года будет 29 338. Много это или мало? Тут можно спорить, конечно (пример, к сожалению, нетипичен, поскольку не по генералам у нас судят об уровне жизни военных пенсионеров. – О. Ф.). А вот отсутствие положения в законопроекте об обязательной индексации с поправкой на инфляцию вызывает озабоченность.

Еще один вопрос. Минобороны нам предлагает новую схему курортно-санаторного обеспечения. Какова она, где об этом сказано? Люди не знают ничего. Не каждый пенсионер сегодня имеет доступ в Интернет или читает «Красную звезду», где опубликованы новые правила. Я вынужден был сам позвонить в санаторий «Волга» (бывшего Приволжского военного округа) и только там узнал, какие же требуются документы, потому что все санаторно-курортные отделы в поликлиниках и военкоматах сегодня закрыты.

Есть проблемы и с военнослужащими, проходящими службу на Крайнем Севере, в других отдаленных местностях, в частности с проездом к месту проведения отпуска и обратно. Но эти военнослужащие еще могут рассчитывать на получение проездных документов, а те, кто служит в Центральном округе, должны ездить за свой счет?

Все это говорит о том, что предстоит большая кропотливая работа над двумя вышеназванными законопроектами. И мы должны стучаться во все двери: в Государственную думу, Совет Федерации, правительство, к президенту. Ведь эти два важнейших закона призваны реально повысить статус военнослужащих, а не размыть его.
Александр Воронин,
помощник председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

«Стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года» (апрель 2008)
Ввести ВС РФ в пятерку лучших армий мира.
Ввести военнослужащих в состав среднего класса.
ДД > 1,25 СЗП.
Армия должна стать по-настоящему открытой.
Гражданское общество впервые сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию стратегии.

Изменения расчетных формул и размеров ДД = ОДС + НВЛ (Твс) + ΣДВi (I = 2…9),

где ОДС = ОВЗ + ОВД, Твс – выслуга лет, ДВ – доп. выплаты

ДВ осталось 9 вместо > 40. Ежемесячные и за год:

ДВ1. НВЛ в % ОДС: 0% (при ВЛ < 2), 10% (при 2 < ВЛ < 5), 15% (при 5 < ВЛ < 10), 20% (при 10 < ВЛ < 15), 25% (при 15 <ВЛ <20), 30% (при 20 <ВЛ <25), 40% (при 25 <ВЛ). Понижена!

ДВ2. За классную квалификацию – в % ОВД. Повышена:

0% (при отсутствии), 5% (за 3-й класс), 10% (за 2-й класс), 20% (за 1-й класс), 30% (за класс мастера).

ДВ3. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, – в % ОВД: 0% (при отсутствии), до 65% (за ОВ). Понижена!

ДВ4. За особые условия военной службы – до 100% ОВД.

ДВ5. За выполнение задач с риском для жизни – до 100% ОВД.

ДВ6. За особые достижения в службе – до 100% ОВД.

ДВ7. Премия за добросовестную службу – 300% ОДС за год.

ДВ8. Материальная помощь – 100% ОДС за год.

ДВ9. Коэффициенты (надбавки) за службу в неблагоприятной местности применительно к ОВЗ+ОВД+ДВ1+ДВ2+ДВ3+ДВ4.

Изменения расчетных формул и размеров ВП = [ОДС + НВЛ (Твс)]×k1(Твл)×k2(Тпв) + Дпр

Традиционный понижающий множитель k1(Твл) = (50+Твл×3)%, зависящий от льготной выслуги сверх 20 лет Твл, ограниченный значением 85%.

Новый понижающий множитель k2(Тпв) = 54 + Тпв×3)%, зависящий от времени Тпв пребывания на пенсии после 2012 года, ограниченный значением 100%, которое будет достигнуто в 2035 году.

Дпр – доплата, ранее вводившаяся указами президента РФ (с 2005 года 240 руб/мес, с 1.09.2010 года 1000 руб/мес).

Была существенной особенно для низкооплачиваемых пенсионеров.

Предлагается отменить с 2012 года.

«Оздоровительная» доплата 600 + 300 руб/год.

Предлагается отменить с 2012 года.

Окончание следует.
Подготовил Олег Фаличев