http://tuofikea.ru/novelty

На чужих крыльях нельзя поднять целый народ

Год и день назад, 7 апреля 2010-го, в соседней Киргизии произошла революция. Для казахстанцев помимо всего прочего она запомнилась тем, что именно казахстанский самолет вывез президента Бакиева из страны, тем самым, возможно, спасая ему жизнь.

По сей день эвакуация свергнутого киргизского президента для многих не выходит за рамки скупой констатации: вывезли. Как? Каким образом? Что это была за операция и с каким колоссальным риском она была реализована — долгое время оставалось за кадром. Это теперь об этом можно рассказать, а тогда, ранним апрельским утром 2010 года, эвакуации был присвоен статус секретной военной операции. Ее провели казахстанские военные летчики, экипаж “Ан-26” с бортовым номером 04.

Но командир того экипажа, старший летчик-инспектор армейской и военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны Республики Казахстан подполковник Игорь Бейлин, и второй пилот, заместитель командира части по воспитательной и социально-правовой работе Павел Яблонский, не любят, когда о них пытаются говорить, как о героях, а об операции — как о подвиге. Тем не менее вскоре после событий пилотов и остальной экипаж вызвали в Астану. Игорю Бейлину и Павлу Яблонскому вручили ордена “Айбын”. Правительственных наград удостоился весь экипаж.
Ситуация была непростая, признает Бейлин. А с чисто человеческих позиций — и совсем невеселая, вспоминает он.

— По всему было видно, что Бакиев колеблется, подавлен, внутренне не согласен с предложенным сценарием. Супруга была очень взволнована, в ее глазах стояли слезы. Дети… наверное, они не до конца осознавали накал ситуации. Семью на большой скорости подвезли к трапу в колонне из джипов. С десяток вооруженных людей, одетых в цивильные костюмы, распределились по периметру. Президент (тогда он еще был президентом) подошел, но в самолет не поднялся. Вообще он двигался медленно, на лице смесь испуга и растерянности, какой-то незащищенности. Я подошел и сказал ему, что времени на принятие решения нет. Что мы представляем вооруженные силы другого государства, выполняем приказ своего президента, и что в этой ситуации он должен подчиниться. Можно сказать, что мне пришлось помочь ему быстрее подняться в самолет.

Следовало спешить. Пока Бейлин разговаривал с Бакиевым, остальные члены экипажа наблюдали, что ограждение вокруг аэропорта уже преодолела часть толпы, которая бежала в сторону самолета. Что это были за люди и какие цели преследовали, можно было только догадываться, но в руках у них были палки, камни и огнестрельное оружие.

…Откуда будет произведена эвакуация, до последнего момента было неизвестно. Удобно было бы вывезти Бакиева через аэропорт города Ош. Но к моменту операции обстановка там еще накалилась. Доставка туда Бакиева могла быть сопряжена с боевыми столкновениями. Позже президент лично расскажет Бейлину, насколько рискованным мог оказаться рейс в Ош. Решение, где принять казахстанский борт, принималось в последний момент, когда самолет уже рассекал воздушное пространство южного региона мятежной республики.

— Планы были отработаны заранее, на земле. Как нам действовать, нас инструктировали спецы из “Арыстана”. Вести огонь на поражение было запрещено. Мы могли открыть огонь только в случае вооруженного нападения на борт.
На борту также находилась небольшая группа бойцов спецназа, готовая отразить атаку.
Происходящее в высоких кабинетах президента, министра обороны, командующего СВО во время проведения операции экипажу было известно. Все находились на постоянной связи и слышали переговоры друг друга. Нельзя было медлить. Сколько казахстанский борт находился на “взлетке” аэропорта в окрестностях Джалал-Абада? Считанные минуты. Даже двигатели не выключали.
Самолет пробежал по посадочной полосе, развернулся и остановился в направлении взлета.

— Совершенно непривычная ситуация. Никого в зоне видимости — ни техников, ни заправщиков, — говорит Яблонский. — Сложно сказать, сколько прошло минут — в такие моменты восприятие времени меняется. Но вдруг показался кортеж, который на большой скорости двигался в сторону самолета. Мы, конечно, ждали Бакиева, но до того момента, пока он не вышел из машины, мы в этом не были уверены.

Взлетели, немного отлегло от сердца. Но лишь военные летчики, имеющие опыт фронтовой работы, понимали, что в любой момент по самолету может быть открыт огонь. На взлете это могло быть обычное стрелковое оружие, малая зенитная артиллерия. Затем по самолету могли быть произведены выстрелы из ракет. До самой казахстанской границы экипаж испытывал колоссальное напряжение.

Вечером 15 апреля самолет с Бакиевым и его семьей произвел посадку в Таразе. Машина, которая его забирала, остановилась в трех метрах от выхода. Подоспевшие люди подхватили сумки, которые семья везла с собой, Бакиев пожал руку Бейлину, сказал “Спасибо!” и быстро проследовал в микроавтобус. Двери захлопнулись, кортеж увозил Бакиева на отречение от должности. Говорят, что заявление о сложении президентских полномочий он подписал либо там же, в салоне микроавтобуса, либо в аэропорту.

…В течение пяти лет в этой соседней с Казахстаном республике произошли два серьезных политических кризиса, которые показали, что если вопросами благосостояния народа власть не собирается заниматься, не развивается межэтнический диалог, даже самое устойчивое долготерпение иссякает. И народ адресует власти свое негодование.

Эпоха Бакиева длилась только пять лет. Прежде он возглавил народ, который в результате переворота 2005 года сместил власть первого президента Кыргызстана Аскара Акаева. У новой власти были все шансы пойти по пути обещаний. Но Бакиев с реформами на “островке демократии” не спешил, предпочитая зарубежные кредиты и ренту с авиабаз. Но на чужих крыльях, как оказалось, нельзя поднять целый народ. На них можно только унести ноги.