http://tuofikea.ru/novelty

Власть: порочность системы и послушность электората

Решением делегировать Игоря Шувалова к правым власть отчетливо демонстрирует всю искусственность российской политики, порочность выборной системы, а также свое представление об избирателях как о наивном и послушном электорате.

Возглавить партию «Правое дело» в ближайшее время может первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. Об этом стало известно после заседания политсовета «Правого дела», на котором обсуждались позитивные результаты мартовских региональных выборов: партия впервые прошла в региональный парламент (в Дагестане). Однако наиболее интригующей темой обсуждения стал вопрос о кандидатурах на пост лидера партии (на данный момент ее возглавляют сопредседатели).

Напомним, что партия «Правое дело» была создана в ноябре 2008 года на основе Союза правых сил, Демократической партии России и «Гражданской силы». Сопредседателями партии на учредительном съезде были избраны журналист Георгий Бовт, и.о. председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман и бизнесмен, глава организации «Деловая Россия» Борис Титов (в декабре 2009 года покинул свой пост). В высший совет партии среди прочих входят генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс и основатель компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили.

В настоящее время поста председателя в «Правом деле» нет, и, для того чтобы его создать, придется внести изменения в устав партии. Все организационно-кадровые процедуры нужно будет осуществить до середины августа, когда будет официально названа дата выборов в Госдуму.

Среди потенциальных руководителей партии фигурировали имена министра финансов Алексея Кудрина, помощника президента Аркадия Дворковича и первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, причем последняя кандидатура является наиболее вероятной. Более того, по некоторым сведениям, от самого Шувалова уже получено принципиальное согласие.

Сами потенциальные лидеры в своих комментариях оказались немногословны. Аркадий Дворкович от партийного проекта открестился, заметив, что подобного предложения ему не поступало. Алексей Кудрин заявил, что «на протяжении последних лет я получаю какие-то такие сигналы, но не хочу комментировать, так как исполняю свои обязанности».

Игорь Шувалов прокомментировал «свое намерение возглавить» не так однозначно. По словам Шувалова, политические партии должны предлагать те инструменты, через которые будет осуществляться защита отстаиваемых этими партиями принципов. «Пока я этого не наблюдаю, люди скорее голосуют за личности, нежели за принципы», – заявил Шувалов.

25 марта газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов дал согласие возглавить партию «Правое дело». Вечером того же дня источник в правительстве сообщил, что Шувалов действительно дал такое согласие, но исключительно в случае полной смены руководства партии: «Шувалов поставил жесткое условие, что если он вступает в партию, то строит ее с нуля, и никого из старого руководства там не останется…»

Судя по всему, в Кремле действительно предпринимается попытка построить либеральную партию, во главе которой мог бы стать федеральный чиновник, и шансы Игоря Шувалова в этом случае кажутся высокими. Однако в этом случае важно отметить несколько политически значимых моментов.

Единодушное мнение экспертно-аналитического сообщества сводится к тому, что превращение Игоря Шувалова в лидера партии не просто увеличит шансы праводельцев на получение думских мандатов и даже создание полноценной фракции, оно фактически будет означать официальную гарантию соответствующего результата. Поскольку любой иной результат в этой ситуации будет равнозначен публичному унижению высокопоставленного чиновника, и это прекрасно понимают все «высокие договаривающиеся стороны».

Однако верно и то, что такой результат (гарантированное прохождение в Думу) едва ли можно будет объяснить личной популярностью первого вице-премьера, человека довольно непубличного. Если чиновник уровня Игоря Шувалова возглавит «Правое дело», это будет своего рода сигналом элитам со стороны властей, что партия получит необходимый административный ресурс для прохождения в Госдуму.

По последним выборам стало понятно, что ЕР в одиночку не в состоянии получить квалифицированное большинство в следующей Думе. А получить его важно, потому что следующее правительство так или иначе будет предпринимать ряд непопулярных шагов. Возникает вопрос: как, в какой комбинации Кремль может контролировать Думу? Идея реанимации правой партии необходима в том смысле, чтобы она как младший партнер «Единой России» взяла на себя в том числе ответственность за непопулярные решения, которые последуют, и, возможно, на этом сгорела бы.

Конфигурация будущего парламентского большинства при этом обретает узнаваемые очертания, которые уже не раз фигурировали в проектах реформирования партийно-политической системы, разрабатываемых в управлении внутренней политики Администрации президента. Подзабытые было образы «двух ног» и «двух крыльев», призванных придать устойчивость партии власти, вновь обретают актуальное звучание.

Четыре года назад подобные предложения «Единая Россия» – воодушевленная своим новообретенным статусом ключевого противовеса, обеспечивающего стабильность конструкции правящего тандема, – высокомерно отвергала («у медведя крылья не растут»). Однако накануне нового политического цикла, в котором модель тандема становится более не актуальной, жесткое условие квалифицированного однопартийного большинства в Думе (в качестве предохранителя от процедуры отставки правительства) может быть снято в пользу более мягкой, коалиционной конструкции.

К подобной версии склоняют и итоги мартовских выборов, продемонстрировавших заметно возросшую лояльность «электоральной машины» г-на Чурова в отношении основных претендентов на роль «крыльев»: «Справедливой России» и «Правого дела».

Важным условием реализации данного сценария является переформатирование «правой платформы» в целях повышения ее программной совместимости с установленной политической системой. В этом плане совершенно логичным выглядит тот момент, что речь пойдет о создании партийного проекта «с нуля» – с практически полной зачисткой от лидеров составляющих, представленных в нынешнем «Правом деле»: бывшего СПС, «Гражданской силы» и Демпартии. На это есть весомые доводы: Гозман и Бовт – слабые, недостаточно популярные лидеры. Кроме того, Гозман фактически был менеджером от главы Роснано Анатолия Чубайса, для которого СПС и, в меньшей степени, «Правое дело» были персонально значимыми политическими проектами. Маловероятно, что в одной партии Шувалов потерпел бы конкуренцию с Чубайсом.

Кадровая чистка на правом фланге необходима и для содержательной корректировки программных положений и позиций. Ясно, что архитекторы обновленной партийно-политической конструкции не готовы допускать к будущему коалиционному соглашению партию, в числе программных требований которой – освобождение Михаила Ходорковского. Но очевидно и то, что обновленная «правая платформа» должна хоть в какой-то степени быть созвучна умонастроениям либерально настроенного электората, а значит, содержать некоторую долю критики в отношении существующего порядка. Речь может идти о некоем респектабельном издании идеологии республиканского типа, которая а) апеллирует к самоуважению сильного и ответственного человека, б) не теряет национальное и патриотическое, говоря о свободе и эффективности, в) объединяет бизнес с государством, вместо того чтобы противопоставлять их друг другу.

Реальная демократизация, возвращение выборов губернаторов и свобода СМИ – казалось бы, еще вчера подобные лозунги числились исключительно за маргинальной частью внесистемной оппозиции. Однако времена меняются, и сегодня эти положения содержатся в докладе о развитии России до 2020 года, который обсуждается… центром социально-консервативной политики при партии «Единая Россия». В документе, подготовленном с участием Института регионов по поручению премьер-министра Владимира Путина, резко критикуется политическая система в отсутствие плюрализма. «Подавление политического плюрализма приводит к тому, что общество не структурировано в соответствии с идеологическими и политическими программами, тогда как в нем нарастают националистические и популистские протестные настроения», – говорится в докладе. Как отмечают авторы, региональные и местные власти почти полностью встроены во властную вертикаль, налицо «негативные процессы эволюции элит», связанные с ограничением «вертикальных лифтов». Документ находится на рассмотрении первого вице-премьера Игоря Шувалова и скоро будет обсуждаться на заседании правительства.

Предполагалось, что доклад станет ответом на либеральное послание Института современного развития во главе с Игорем Юргенсом. Однако оказалось, что консерваторы от «Единой России» предлагают фактически то же самое, что и либералы из медведевского ИНСОРа. И курирует сей документ по сути первый зам Владимира Путина, который в ближайшее время может возглавить либеральное «Правое дело». Похоже, реанимация «либерального проекта» становится приоритетной задачей уже не только Дмитрия Медведева, но и Владимира Путина. И фигура Игоря Шувалова в данном контексте представляется глубоко не случайной.

Здесь уместно напомнить о том, что в последние годы Игорь Шувалов в связке с Владимиром Путиным занимается развитием проектов одного специфического вида. Это проекты, у которых есть чрезвычайно важная политическая, публичная компонента, будь то саммит G8 или нацпроекты, борьба с кризисом или спасение АвтоВАЗа, создание единого таможенного пространства или презентация российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года.

На этот раз под Шувалова создается партийный суперпроект, под который, как можно ожидать, будет выделен значительный административный и финансовый ресурс, предоставлены веские гарантии, персональные и коллективные, достаточные для привлечения определенной части лояльного корпуса чиновников, губернаторов, представителей бизнеса и СМИ.

И это позволяет определить, какой проект становится главным политическим приоритетом для Владимира Путина. Приоритетом, где нельзя срывать крайне сжатые сроки, где сочетаются сложные задачи административного, кадрового, технологического характера. Приоритетом, который, как и саммит, и нацпроекты, и «план 2020», важен для Путина лично. Этот приоритет – выход на президентские выборы 2012 года с программой масштабных реформ, опирающейся на переформатированную партийно-политическую коалицию, способную эффективно перехватить наиболее популярные критические лозунги нынешней внесистемной оппозиции, – все, кроме одного: «Россия без Путина!».

Реализация подобного сценария логично предполагает также создание в качестве противовеса движений радикально протестного, антисистемного, антипутинского характера по обоим флангам от будущей тройственной коалиции. Одним из фланговых противовесов может выступать, например, гипотетическая «партия Навального», другим – «партия Делягина – Калашникова». Их задача – обозначить внешние границы обновленного «путинского большинства», которое должно впитать в себя все вменяемые, договороспособные силы, не приемлющие «великих перемен». Если сценарий верен, то в ближайшие несколько месяцев можно ожидать учреждения таких партий и их регистрации Минюстом, появления соответствующих сетей региональных организаций, медийных ресурсов. Но если такие игры действительно ведутся, возникает ключевой вопрос – а выдержит ли система?..

Поразительная вещь, которая, впрочем, никого не удивляет, – кандидатуры на пост председателя партии, критикующей и экономическую, и политическую, и социальную ситуацию в стране и позиционирующей себя как оппозиционную, подбираются в Кремле. То есть, по сути, назначаются сверху. Вряд ли подобное возможно еще в какой-то стране, претендующей на звание демократической.

Решением делегировать Игоря Шувалова к правым власть отчетливо демонстрирует всю искусственность российской политики. Взгляды первого вице-премьера, похоже, никого не интересуют – ни его самого, ни его будущих однопартийцев. План – сделать «Правое дело» полноценной думской фракцией – выявляет и порочность выборной системы, и представление власти об избирателях как о наивном и послушном электорате.

Но, по мнению социологов, «Правое дело» поддерживают люди образованные и достаточно обеспеченные, которые давно научились читать и понимать кремлевские рокировки и намерения. Отсюда можно сделать вывод, что авторы идеи о назначении Игоря Шувалова на действительные голоса избирателей и не рассчитывают.