http://tuofikea.ru/novelty

С кем будет бороться КСОР?

Вмешательством войск ОДКБ Лукашенко пугает своих силовиков.

Белорусская экономика вошла в штопор. В стране не только дефицит валюты: с прилавков исчезло мясо, сыр, рыба… Директорам все труднее наполнять полки магазинов, даже под угрозой увольнения. Поставщики предпочитают гнать свой товар на экспорт в Россию, потому что белорусские государственные закупочные цены заставляют работать в убыток. Но бесконечно работать так не может никто. Для производства качественного мяса и молока нужны корма для скотины. А корма – импортные, продаются только за валюту. Нет валюты, нет кормов, нет мяса – замкнутый круг.

Видимо, уже и президент Лукашенко понял, что административный ресурс дошел до определенного предела. Дальше он не поможет. Принцип «поменьше кормить, побольше доить» работает лишь до тех пор, пока корова не сдохла.

Белорусская «корова» на последнем издыхании. Для того, чтобы экономика заработала и в стране появилась валюта, нужно, действительно, отпустить рубль. То есть выяснить его реальную стоимость. И этот необходимый шаг – очень болезненный. Ведь что он, по сути, означает?

Белорусский Нацбанк из последних сил удерживал официальную планку белорусского рубля на уровне 5 тыс. рублей за доллар. Но поскольку за эти деньги приобрести валюту в стране нереально, параллельно действовало множество спекулятивных схем, где доллар предлагался уже по цене 9,6-9,7 тысяч, а то и 10-10,5 тысяч рублей. Объявленная на 12-14 сентября дополнительная сессия торгов на валютной бирже, где можно будет свободно купить и продать доллары, евро, российские рубли и другую валюту, скорее всего, покажет курс белорусского рубля, приближенный к «теневому», а не к официальному.

Избежать этого можно только одним способом: если Нацбанк будет сдерживать курс рубля постоянными валютными вливаниями во время торговой сессии. Но есть ли у банка для этого достаточное количество валютных резервов? Если же не будет вливаний, то курс рубля неизбежно рухнет в два раза, и нынешние 300 долларов средней зарплаты белорусов превратятся в 150.

Как отреагирует на это население Белоруссии? Опрос, проведенный на днях социологическим центром ООО «ЗЕРКАЛО-ИНФО», свидетельствует: 24% опрошенных готовы «участвовать в законных (разрешенных властью) мероприятиях» по защите своего экономического положения, каждый третий (34%) готов поставить свою подпись под обращением к руководству страны с требованием улучшить экономическую ситуацию. Это не значит, что завтра треть населения пойдет громить власть, но ресурс терпения на исходе…

Поэтому вслед за первым высказыванием Лукашенко последовало другое – о КСОР и ОДКБ. «Речь идет не только о применении коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) на случай вмешательства других государстве извне, но также в случае вмешательства других государств внутри стран ОДКБ» – заявил он. И пояснил: «Конечно, фронтом, войной никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить руки у многих чешутся». Так вот ненавязчиво Лукашенко пояснил своей стране, что если кто-то вздумает воспользоваться сложным моментом и вывести людей на улицу, ему на помощь придут войска КСОР.

Президент Белоруссии давно пытается придать войскам КСОР полицейские функции. Впервые он заговорил об этом после свержения в Киргизии Курманбека Бакиева. Готовящегося к президентским выборам Лукашенко участь его азиатского коллеги насторожила, и он сразу обмолвился о том, что КСОР хорошо бы использовать для предотвращения внутригосударственных переворотов. Вот только партнеры по ОДКБ к этому вопросу относятся довольно сложно.

Еще летом генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что КСОР не предназначен для использования во внутренних региональных конфликтах, затрагивающих страны-участницы ОДКБ. Между тем, тогда расширения функций КСОР хотела Армения, которая надеялась найти в коллективных силах опору в своем противостоянии с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Но другие участники ОДКБ идею не поддержали, хотя формально в конфликте все же была задействована «третья сторона» – Азербайджан, который не входит в ОДКБ. Сейчас же Лукашенко, который вступил в права председательствующего в этой организации, хочет и вовсе втянуть КСОР в разборки с собственным народом.

Учитывая, что все вопросы внутри ОДКБ решаются консенсусом (если есть хотя бы одна несогласная сторона, предложение не будет принято), его идея провальна. Хотя бы потому, что основной костяк КСОР составляют российские подразделения, а сама Белоруссия, прикрываясь Конституцией, до сих пор не определилась со своим представительством в КСОР и не участвовала ни в одних учениях сил ОДКБ. Аргумент для этого у Белоруссии железный: якобы по Конституции белорусские военные не имеют права участвовать в операциях на территориях других стран. Интересная получится ситуация, если к Лукашенко прислушаются и придадут КСОР полицейские функции. Скажем, полыхнет где-нибудь в Таджикистане, и российские, армянские, узбекские, киргизские военные вынуждены будут отправляться спасать власть Эмомали Рахмона. А белорусские военные будут сидеть дома – им нельзя сражаться на чужой территории. Зато, если «батьку» надумают свергнуть, то спасать его должны всем ОДКБ…

Конечно, на практике никто спасать Лукашенко не ринется. У его режима такая международная репутация, что защищать его кровью своих солдат – безумцев нет. Но Александр Григорьевич порой мало соотносит свои слова с реальностью. Ему сейчас главное – народ напугать, чтобы бунты устраивать не вздумали. Хотя для этой цели у него есть проверенный в уличных побоищах ОМОН. Но, видимо, с финансами совсем плохо. ОМОН был зол и беззаветно предан, пока у него была самая высокая в этой стране зарплата и льготы. Однако финансовые неурядицы последнего времени коснулись всех. И у правоохранителей в валютном выражении зарплата так же просела, и в поисках продуктов их семьи так же рыщут по магазинам.

А что будет, если о смене власти начнут задумываться милиционеры, которые еще вчера колошматили народ на улицах? Прокуроры, которые стряпали фальшивые политические дела? Судьи, которые выносили «нужные» приговоры?

КСОРом Лукашенко пугает, скорее, именно их, а не простой народ, который и так запуган жестокими репрессиями. Народу даже молчать и хлопать в ладоши нельзя. А вот тех, что с оружием, Лукашенко, видимо, боится.