http://tuofikea.ru/novelty

Будущее Ливии – Ирак

Эксперт по Ближнему Востоку предрек Ливии затяжную гражданскую войну и раскол страны на несколько частей по иракской модели.

В создаваемой ныне большой народной эпической поэме «Борьба Ливии за независимость» настал черед написания эпилога. Полгода упорной борьбы полковника Каддафи с врагом внутренним и внешним привели к логическому в координатах современных реалий финалу.

Россия официально признала власть Переходного национального совета и готовится принять участие в заседании Контактной группы «Друзей Ливии», создание которой ранее приняла скептически (см. Справку KM.RU). Тем не менее, дальнейшая судьба Ливии на сегодняшний день определена: можно уже совершенно определенно говорить о конце Джамахирии. Однако впереди – неизвестность, которая, впрочем, охотно комментируется политологами всего мира, и общая оценка сводится к простому тезису: о покое на некоторое время (продолжительность дискутируема, но факт неоспорим) придется забыть.

О путях развития Ливии в новых условиях разговор на встрече «друзей» и пойдет. Россию на ней будет представлять спецпредставитель президента РФ по Африке и, по совместительству, руководитель Международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов. У него уже был опыт диалога с «повстанцами», и, надо полагать, его кандидатура в качестве представителя России на встрече Контактной группы по Ливии неслучайна. Однако вряд ли на сей раз диалог получится столь же комплиментарным.

Но, так или иначе, договариваться придется: под угрозой – значительные государственные интересы, представленные заключенными миллиардными контрактами. При начале известных событий они были, естественно, приостановлены, и теперь их нужно потом и кровью сохранить, пусть и с потерями, пусть какую-то часть… Однако даже самые оптимистично настроенные эксперты не верят в такую возможность. И без того весомые конкуренты в виде тех же Франции и Италии в современной ситуации получили сильнейший козырь, сделав свою ставку и внеся свой посильный вклад в то, чтобы она себя оправдала.

Впрочем, сами повстанцы сделали довольно любопытное заявление, достаточно резкое и неблагодарное для ранимого Запада: никакого международного контингента, никакой помощи извне, управимся сами. «Я не думаю, что сегодня есть необходимость призвать межарабские или какие-то другие миротворческие силы в Ливию. В их присутствии мы сегодня не нуждаемся», – заявил в интервью российскому телеканалу Russia Today заместитель председателя Переходного национального совета Ливии (ПНС) Абдель Хафиз Гока. Впрочем, в каком-то виде военная помощь от европейских и американских партнеров новой власти все же потребуется. По состоянию на 1 сентября сего года остаются не взятыми города Бани-Валид, Сабха и Сирт. В последнем, по некоторым данным, может укрываться и Каддафи. Это – город, в котором он родился.

Своим прогнозом относительно развития ситуации в Ливии и возможных результатах заседания Контактной группы в беседе с обозревателем KM.RU поделился известный эксперт по Ближнему Востоку, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сотниченко:

– Дело в том, что привлечение иностранной помощи – это фактически была главная претензия к повстанцам со стороны официального Триполи. В своих речах Каддафи неоднократно заявлял, что мятежники работают на Запад – на Америку и НАТО, что фактически они приглашают в Ливию новые колониальные войска. И, как можно увидеть теперь, он оказался прав.

Так что международное присутствие – это первое, от чего повстанцы стремятся избавиться. Однако мне кажется, что как повстанцы не смогли справиться без помощи НАТО с ливийской армией, точно так же им не удастся самостоятельно справиться с теми проблемами, которые ждут Ливию в ближайшем будущем. А будет гражданская война между регионами, между племенами и между различными политическими силами, главные из которых – условно либералы и условно исламисты.

Другое дело, что современный глобальный мир предлагает множество способов решения вопросов иностранного присутствия. Необязательно приглашать официальную армию какого-либо иностранного государства: можно принять помощь в виде т. н. частных охранных агентств, которые сейчас вооружены порой лучше некоторых армий. Есть французский Иностранный легион, например, с весьма странным статусом. Мир очень сильно изменился за последние 20 лет, и то, что было невозможно еще совсем недавно, сейчас – пожалуйста. Так что повстанцы могут сказать нам: вот, смотрите, натовские войска покинули территорию Ливии, бомбежки больше не осуществляются. Но, тем не менее, европейцы и американцы, очевидно, не оставят новую власть, которая им явно симпатична, без поддержки. В качестве помощи в обмен на нефть они будут поставлять в Триполи своих инструкторов, оружие и, возможно, небольшие боевые отряды.

– Стоит ли России в предлагаемых условиях на что-то надеяться в новой Ливии?

– Россия изначально заняла позицию сидения на двух стульях, что обусловлено полным отсутствием какой-либо внятной внешней политической стратегии. Когда начались события в Ливии, наши власти решили поставить и на Каддафи, и на повстанцев, и эта неопределенность сохранялась долго. В частности, мы помним, что Илюмжинов ездил к Каддафи, а Маргелов – к оппозиции. Наш президент то высказывался, в общем, против военной операции, то называл режим Каддафи «нелегитимным». Такая политика, как правило, приводит к печальным результатам, поскольку и та, и другая стороны негативно относятся к деятелям, которые занимают неопределенную позицию. Плоды такой политики мы пожнем уже в ближайшем будущем.

Взять пример с тем же Маргеловым. После того, как он встретился с представителями ПНС, Муаммар Каддафи отказался его принимать, и отношение к России со стороны властей Джамахирии сразу же резко ухудшилось. И если предположить возможный (или, скорее, уже невозможный) вариант, что Каддафи все же удержится, то отношения с Россией в любом случае были бы уже безнадежно испорчены. Это и была одна из целей Запада – изгнать Россию из Ливии. У нас к моменту начала беспорядков там были контракты на общую сумму более $5 млрд: самый крупный – у «РЖД» на строительство скоростной магистрали, у «Газпрома» и Татнефти, контракты на поставку вооружений. И буквально сегодня мы станем свидетелями того, как на заседании Контактной группы по Ливии Россию будут, образно говоря, возить лицом в грязи, а в итоге, я готов поспорить, российским компаниям образно укажут на дверь… ну или сохранят какие-то мизерные контракты, хотя мне кажется, что и этого не будет.

Т. е. России тактически следовало либо принципиально стоять за Каддафи и голосовать против резолюции Совбеза ООН, либо полностью поддержать позицию Запада и участвовать в операции – тогда можно было бы претендовать на какую-то долю. А двойственная позиция всегда приводит к тому, к чему и приводит: Каддафи будет до конца дней считать нас предателями, а повстанцы – сочувствующими свергнутому режиму.

– Ваш сценарий возможного развития ситуации в Ливии?

– Никакой стабильности в Ливии ожидать не приходится. Слишком разнородная оппозиция пришла там к власти. Очень разношерстный политический спектр: от крайних исламистов-радикалов типа «Аль-Каиды» до очень умеренных прозападных либералов. Как они будут делить власть, я себе не представляю. Потому мне кажется, что будущее Ливии – это Ирак, т. е. иракский вариант: вялотекущая гражданская война, когда местные убивают друг друга, а нефтяные поля ограждены колючей проволокой, поставлены вышки с вооруженной охраной из иностранных частных агентств, и нефть спокойно качается.

Также, судя по всему, очень возможен раскол страны. И он будет не формальным, когда появятся 2-3 новых государства, а, опять же, как в Ираке, где сейчас существует «независимый Курдистан», который не признаётся ни одним государством в мире по вполне естественным причинам.