http://tuofikea.ru/novelty

Лукашенко предлагает раздать солдатам дубинки

По его мнению, батальоны ОДКБ нужно приспособить к борьбе с народными бунтами в союзных странах.

В среду на Триумфальной площади Москвы столичная полиция в очередной раз задержала группу активистов оппозиционной незарегистрированной партии «Другая Россия», попытавшихся устроить очередную несанкционированную акцию в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний. В кутузку оппозиционеров тащили дюжие ребята с отличительными знаками российского МВД. Между тем, не исключено, что скоро в подавлении подобных выступлений будут участвовать и солдаты других стран. А именно — тех, что входят в Организацию договора по коллективной безопасности (ОДКБ). Идею использовать воинские подразделения союзных нам стран для подавления попыток переворота в государствах-членах ОДКБ предложил президент Беларуси Александр Лукашенко.

— Речь идет не только о применении коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) на случай вмешательства других государстве извне, но также в случае вмешательства других государств внутри стран ОДКБ», — заявил Александр Григорьевич на встрече с генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей в Минске, которая прошла во вторник 30 августа.

Что же получается? В Коллективных силах оперативного развертывания (КСОР), которые были образованы в феврале 2009 года, состоят воинские подразделения стран-участниц ОДКБ, а также представители МЧС России и российский спецназ МВД. Эти силы планировалось использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».Теперь же предлагается придать силам ОДКБ совершенно новую функцию — готовить их к подавлению массовых беспорядков и народных волнений. Зачем это нужно? Александр Лукашенко пояснил просто: «Конечно, фронтом, войной никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить руки у многих чешутся».

Использование сил ОДКБ в целях защиты от таких переворотов стало для Лукашенко настолько принципиальным, что он поставил вопрос об исключении из организации тех государств, которые откажутся в этом участвовать. Что отказники будут — можно не сомневаться. Не захотел же Узбекистан в 2009 году подписывать документы о возможности развертывания сил ОДКБ на территории государств–членов в мирное время.

Эксперты сейчас гадают, будет ли принято предложение белорусского лидера? Есть веские основания полагать, что такое не исключено. Более того, видимо, на закрытых заседаниях руководители стран-членов ОДКБ эту идею, как минимум, обсуждали. Скорее всего, после лета минувшего года, когда межэтнические столкновения заполыхали в Киргизии. Новый глава республики Роза Отунбаева оказалась бессильной перед разбушевавшимися бандами, громившими дома инородцев и убивавших их целыми семьями. Батальоны ОДКБ, видимо, казались Отунбаевой единственным реальным спасением. Просьбами о немедленном вводе коалиционных войск в республику официальный Бишкек буквально завалил Москву.

Однако появление боевых подразделений Коллективных сил оперативного развертывания среди дымящихся киргизских развалин грозило вывести конфликт на новый уровень ожесточения. Поэтому в российской столице решили проявить сдержанность. Президент РФ Дмитрий Медведев напомнил, что применение сил ОДКБ возможно лишь в случае, если совершено нападение извне на одно из государств, которое является членом организации. «Только в этом случае мы в соответствии с нашим уставом имеем возможность применять силы и средства организации», — пояснил президент России. И Бишкеку пришлось самому наводить порядок в собственном доме.

То, что происходило дальше свидетельствует о том, что и Кремль, и его союзники под давлением обстоятельств принялись резко менять заявленную было Медведевым позицию. Это подтверждают практические действия военных. Так, в октябре прошлого года первый заместитель начальника объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил, что подчиненные ему международные силы скоро начнут получать на вооружение водометы, травматическое оружие, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Эти средства относятся к так называемому оружию нелетального действия. Водометами, как известно, танковые колонны врага не разгоняют. Тогда к чему бы появление столь экзотических для Вооруженных сил средств в оружейных комнатах мотострелков ОДКБ?

В самом по себе предложении Александра Лукашенко нет, в общем-то, ничего страшного или необычного, считает бывший зам. секретаря Совета безопасности РФ Владимир Рубанов. «Конечно, понятно, что Александр Григорьевич имеет в виду прежде всего свою внутреннюю ситуацию, — говорит он. — В Белоруссии многим не нравится его политика, вот Лукашенко и пытается защититься еще и таким образом. Вообще же в ОДКБ имеются достаточно продуманные процедуры коллективного принятия решений. Думаю, что если они будут соблюдаться, ничего особенно страшного из предложения белорусского президента не выйдет».

Об отношении к предложению Лукашенко в самом ОДКБ «СП» рассказал пресс-секретарь Секретариата ОДКБ Владимир Зайнетдинов.

«СП»: — Серьезно ли это заявление?

— Статус предложения самый высокий. Говорил глава государства-председателя нашей организации. Поэтому странно было бы думать, что это сказано не всерьез.

«СП»: — Какова вероятность, что силы ОДКБ будут использованы для подавления выступлений оппозиции?

— Оппозиция, как и борьба с ней – проблема внутриполитическая для каждого конкретного государства. А речь в заявлении Александра Лукашенко о другом – о попытке государственного переворота.

«СП»: — Чем отличается государственный переворот от выступлений оппозиционеров?

— Хороший пример – Ливия. Там британский спецназ долго нелегально действует на территории независимого государства, готовя повстанцев для борьбы с легитимным правительством Каддафи. Это и есть та самая угроза, защититься от которой планируется при помощи механизмов ОДКБ. В случае подобной ситуации на территории одного из государств–членов в действие будет приведен весь потенциал организации. Об этом и шла речь в заявлении президента Беларуси.

«СП»: — То есть главный критерий – наличие заинтересованно действующей за спинами оппозиции иностранной силы?

— В принципе, так. Хотя в любом случае переворот – это переворот, а легальная оппозиционная деятельность – это легальная оппозиционная деятельность. Со вторым явлением ОДКБ бороться не будет, с первым – да.

«СП»: — Каков алгоритм оказания помощи в случае переворота?

— Если существует угроза законной конституционной власти, государственной системе – то по обращению законно избранного главы государства созывается Совет коллективной безопасности, который выносит письменное – обязательно письменное! – решение о помощи. Тогда включаются в действие все доступные ОДКБ механизмы. А это далеко не только силовые органы.

«СП»: — А какие еще?

— Прежде всего, речь идет о дипломатии, о попытках решить проблему на уровне переговоров. И только в случае неудачи в ход будут пущены силовые ресурсы. Не только Силы коллективной безопасности, но и, например, соединения миротворцев. Механизмы оказания помощи, алгоритмы и критерии применения разных инструментов в рамках ОДКБ сейчас прорабатываются.

«СП»: — Насколько единодушны государства–члены ОДКБ по этому вопросу?

— Могу сказать, что это общее мнение всех государств–членов ОДКБ: угрозы такого характера необходимо предотвращать.

Итак, легитимные власти одного из государств ОДКБ, возможно, вскоре смогут обращаться за помощью к организации в случае попыток переворота. Другой вопрос – насколько эффективной окажется такая помощь. «Если все нужные инстанции оперативно примут решение и выполнят его, то ресурсов ОДКБ вполне хватит, чтобы подавить переворот средних масштабов в стране наподобие Киргизии, — полагает Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа. — Тем более, что в любом случае при переворотах имеется внутренний раскол в населении, а значит, часть населения всегда будет на стороне подавляющих войск. То есть теоретически это возможно».

Реальность, по мнению Храмчихина, сложнее. «Конечно, в том же Минске, если войска ОДКБ начнут стрелять, то они разгонят кого угодно, — говорит эксперт. – Но еще большой вопрос – а полетит ли по вызову Лукашенко бригада, например, десантников Казахстана. Узбекистан же, например, не прилетит совершенно точно – они давно не участвуют ни в каких операциях ОДКБ».

Что касается России и наших оппозиционеров, тут им бояться практически нечего, уверен военный аналитик. «Для подавления оппозиционной активности в России совершенно точно хватит и нашего родного ОМОНа, — заявил Храмчихин. — Да и Лукашенко, говоря о возможности вмешательства ОДКБ, вряд ли имел в виду Россию. Он, конечно, готовит это решение для себя, для Беларуси.

Между тем, российская оппозиция все-таки не исключает, что новый инструмент будет использован и против нее. «Конечно, такого решения со стороны Лукашенко следовало ожидать, – сказал в интервью «СП» председатель движения «За права человека» Лев Пономарев. — Что касается возможного ввода войск ОДКБ для подавления оппозиции – что ж, это вполне реально. Ведь можно себе представить, что в какой-то момент российская армия и полиция не захотят стрелять в народ. Понадобятся другие.

Взгляд из Минска

Политолог Сергей Кондратенков:

— Лукашенко не раз заявлял о том, что белорусская оппозиция готовит переворот по указке и при поддержке США. Вряд ли она вообще способна хоть на что-то серьезное. Наша оппозиция разобщена, слаба, подкошена репрессиями. Лукашенко ее не боится. Другое дело — борьба с кризисом. На этот счет экономических рецептов у него нет. Ситуация в стране продолжает ухудшаться. Уровень жизни людей упал настолько, что с трудом хватает на самое необходимое, и напряженность в обществе очень скоро может достигнуть критической отметки. Если белорусы с присущей нам толерантностью многие годы терпели отсутствие политических и личностных свобод, то отсутствие денег и возможности к нормальному существованию вполне может стать точкой отсчета народного бунта. Именно его боится Лукашенко, который отлично принял к сведению события в Египте и Ливии. Многие белорусы готовы выйти на улицы. Есть вероятность перехода армии и милиции на сторону народа в случае переворота.

Неожиданное потепление в напряженных отношениях с Кремлем окрылило Лукашенко. Он вполне может получить поддержку Москвы в решении этих вопросов. Но сомнительно, что остальные страны ОДКБ поддержат белорусского президента. Руководитель Киргизии Роза Отунбаева известна своими проамериканскими настроениями. В прошлом году, на декабрьском саммите, президент Узбекистана Ислам Каримов уже отказался подписывать документы по КСОР. Можно также вспомнить о трениях по поводу аренды военной базы в Таджикистане. Так что, Лукашенко предстоит выдержать еще не один бой в защиту своей обострившейся озабоченности тем, что у него могут отнять власть.