http://tuofikea.ru/novelty

Зенон Позняк: с этим режимом не может быть переговоров

Один из родоначальников современного белорусского националистического движения, ныне находящийся в политической эмиграции, Зенон Позняк за круглый стол с Лукашенко не сядет.

В этом убедилось «Еврорадио», побеседовав с политиком.

— Стоит ли соглашаться на такое предложение представителям оппозиции?

— Те, кого вы называете оппозицией, — те согласятся, на что хочешь. Ведь этот режим, как правило, для достижения своих целей использует политическую проституцию. Ближайший такой случай — это декабрь 2010 года. Тогда все общество было подготовлено к бойкоту, бойкот был бы, люди не хотели идти на выборы, мы годами работали над этим. И режим бы повис в воздухе. И вот тогда режим обратился к этой оппозиции, нашли 9 человек, приписали им там даже подписи, дали им возможность свободно агитировать, даже дали возможность выступать на телевидении, критиковать, ругать Лукашенко.

В результате люди подумали, что что-то меняется, что началась либерализация, что можно идти на выборы. Поверили призывам — и пошли на выборы. А только это и нужно было, чтобы люди были на участках. В итоге Лукашенко рисует свои 80%, так как голоса никто не считает, важно, чтобы люди были на участках. А эту так называемую оппозицию после использования бросает за решетку и будет использовать как разменную монету в дальнейших своих действиях.

Сейчас начинается очередное событие. Режиму нужно получить кредит, так как Россия его сильно взяла за горло, и тут появилась возможность получить 8 миллионов [долларов] от МВФ, но надо дать какие-то доказательства, что он идет навстречу. Вот такое предложение, я цитирую: «Всем умным людям садиться за стол и оценить, кто чего стоит и кто что может сделать для эффективного улучшения ситуации в стране». Это о том, что он натворил. Он хочет пригласить людей, если таковые найдутся, чтобы с ним сели решать, что он наделал, и помогли ему выбраться.

— Прошло совещание демократического сообщества, на котором обсуждалась общая стратегия в связи с тем, что такое предложение, якобы, поступило…

— Все их собраньица, которые были, и есть, и будут, не имеют никакого значения для Беларуси… Как только дадут кредит, Лукашенко всех разгонит и обвинит в полной необоснованности их мнений.

— В Польше когда-то также состоялся круглый стол, на котором генерал Ярузельский отказался от власти. Можно ли что-либо подобное спрогнозировать в Беларуси?

— Не надо делать некорректных сравнений. В Польше была совсем другая ситуация. В Польше была борьба. Массовое движение «Солидарность», где было 10 миллионов людей. И Ярузельскому было некуда деваться. Они спасали свою шкуру и шли за стол, чтобы как-то уцелеть. «Солидарность» — это была большая политическая народная сила.

Здесь нет никакой силы, здесь есть несколько ничтожных людей… как говорят люди, для битья. И тут снова их находят, чтобы закрыть эти дыры… Когда разрушался Советский Союз в 1980-х годах, когда появился Белорусский народный фронт, то КПСС (КПБ) выступала с предложениями Фронту: «Давайте вот сейчас сядем вместе. Решим вопрос, как нам двигать перестройку». И вообразите себе, если бы с Фронта, который уже был силой, кто-то пошел бы и сел бы с коммунистами за один стол. Все бы увидели: «А! Так они вместе!». Поэтому с ними никто не пошел садиться, с ними начали воевать. В итоге фронт остался, а КПСС исчезла.

— Так что получается — с диктатурой нельзя разговаривать, с ней можно только бороться?

— Конкретно с этим режимом не может быть никаких переговоров. Он нелегитимен уже 17 лет. Этот человек проводит антинациональную, антибелорусскую политику. На его совести пропавшие люди. С ним нельзя ни о чем говорить — он должен уйти. И только на этом нужно строить политику.