http://tuofikea.ru/novelty

Беларусь: проект раздела госимущества между кланами

Беларусь стоит на пороге беспрецедентного в своей истории передела собственности. Можно сказать, что до сих пор наша страна еще не знала приватизации. Земля, финансы, инфраструктура, производственные активы, недвижимость и сфера услуг – все это находится в руках распорядителей чужого, то есть, чиновников и политиков. Они не беспокоились об их рыночной капитализации. Номенклатура и их партнеры из бизнеса сколотили многомиллионные состояния преимущественно на бюджетных потоках и государственных активах. Со второй половины 1990-х они на всю катушку использовали статус нефтяного оффшора, бартерных расчетов, льготных кредитов, торгового протекционизма, административной дискриминации конкурентов, чтобы застолбить за собой определенные сегменты рынка.

За последние 17 лет солидный денежный капитал белорусских протоолигархов оброс мощными номенклатурными связями. В 2011 году Беларусь начало лихорадить инфляцией и девальвацией. Резко ухудшились условия кредитования. Выросли макроэкономические риски. Зашатались институты белорусского Госплана. Истощился ресурс доверия Кремля. МВФ/Всемирный банк крутят носом и не готовы больше давать кредиты на поддержку разбалансированного белорусского Госплана. Мотивация кнута/выговора/увольнения перестает работать. Дефицит бюджетных пряников расхолаживает. Неопределенность будущего пугает. Эмоциональные обещания Александра Лукашенко сытого, стабильного будущего не убеждают.

Беларусь прошла по кругу длиною в одно поколение и пришла к точке бифуркации. Это когда политическая и экономическая системы становятся неустойчивыми, когда будущее сильно неопределенно, а настоящее все более хаотично. Сторонники свободы и демократии увидели свет в конце тоннеля. Номенклатура и ее богатые партнеры из бизнеса рассмотрели уникальный шанс заработать и оказать ценную услугу самому А. Лукашенко.

Номенклатурная сороконожка как реальный шанс спасти суверенитет страны
Понятно, что отмашку на передел активов и имущества в Беларуси может дать только глава Вертикали. Ему сейчас очень сложно. Он сам себя загнал в угол политическими пируэтами с подвыподвертами. Кремль жмет и требует активы, «душит» в объятиях Единого экономического пространства. Кредиторы отвернулись. Инвесторы насторожились. Европейский Союз настаивает на политической либерализации. Обыкновенные белорусы, в свою очередь, требуют, чтобы всегда было мясо/сахар/кефир/гречка на прилавках, валюта в обменниках и дешевый газ/свет/вода в жировках. Попробуй всех удовлетвори! А. Лукашенко, возможно, и дал бы всем сестрам по серьгам, но «давальня» прохудилась, истощилась и ослабла.

Вертикаль ропщет. Люди в погонах нервно ворчат. Директорат закипает от возмущения и бессилия. А. Лукашенко срочно нужно искать новых союзников в восстановлении доверия, в борьбе против Кремля, в сражении за свое политическое долголетие. Первый путь – демократизация и рыночные реформы — для нынешнего главы государства неприемлемы. Делиться властью он не готов. Даже возобновление диалога с Западом ему дается с трудом. Второй путь – жесткая самоизоляция по северокорейскому образцу. На этом пути у Лукашенко будет очень мало союзников, а враги станут множиться каждый день.

Третий путь – поделиться собственностью с избранными, реализовать принцип «Беларусь – для белорусов», сыграть на патриотических нотках, обратиться к совести тутэйшых, «людей на болоте». Политика «пусть небогатые, но независимые» хорошо сочетается с завистью к богатым, неприятием российских олигархов и боязнью открытой конкуренции. Для ее реализации А. Лукашенко нужно выбрать несколько десятков человек, которым можно доверить участие в схеме раздела госимущества. Разумеется, при сохранении контроля над всеми приватизационными проектами путем негласного/косвенного участия в капитале/фиксации отчисления прибыли или наличия административно-силовой «золотой акции». Это когда неповиновение в управлении полученными активами карается арестом, национализацией или более суровыми мерами.

Есть основания считать, что А. Лукашенко начал реализовывать третий сценарий. Активно обсуждается список 40 бизнесменов/семей, которым можно предложить участие в проекте «передел госсобственности». Рассматривается более 100 кандидатур, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Главные критерии отбора: 1) история лояльности к Лукашенко и степень зависимости от него; 2) размер накопленного состояния; 3) качество управления активами; 4) качество связей с внешним рынком, способность привлечь иностранных инвесторов при сохранении внутреннего контроля над бизнесом; 5) потенциал для увеличения капитализации бизнеса преимущественно за счет внутренних ресурсов.

В каждом конкретном случае комбинация этих критериев варьируется. Состав номенклатурной сороконожки – это не рейтинг самых богатых белорусов. Это 40 человек, которые удовлетворяют определенным количественным критериям, но одновременно проходят жесткий отбор «чуйки». Разложить ее на некие четкие ингредиенты невозможно.

К выбору 40 будущих легальных олигархов власть подходит более серьезно, чем к выбору 110 депутатов Палаты Представителей или даже министров. С этими людьми ведь придется пройти через институциональную перестройку, остаться у власти и монетизировать ее. За место в этом списке идет ожесточенная борьба, но процедура обсуждения и согласования держится в строгой тайне.

Результатом передела госсобственности должно стать формирование 40 (цифра может меняться) семей/кланов/бизнес-групп, которые будут владеть и управлять основными секторами белорусской экономики. Это не значит, что они станут единоличными владельцами предприятий, которые им планируется передать (продать по дешевке, отдать в результате залоговых аукционов) в процессе раздела госсобственности. Во многих случаях неизбежным будет перепродажа активов иностранным инвесторам. Так или иначе, 40 новоиспеченных олигархов должны играть строго по правилам Лукашенко и его бизнес-группы. Де-юре она не будет «светиться» среди акционеров приватизированных белорусских предприятий либо же может быть представлена безликими оффшорами/иностранными компаниями из Кипра, Китая, Австрии или даже Италии.

40 будущих белорусских олигархов будут яростно защищать независимость Беларуси и одновременно власть Лукашенко, потому что именно эти факторы гарантируют им корпоративный успех. Слияние с Россией разрушило бы всю эту схему и непременно вылилось бы в занятие российскими олигархами командных высот белорусской экономики. Политическая либерализация не нужна ни Лукашенко, ни сорока его возможным «опричникам». Зато для них после передела собственности резко возрастет спрос на экономическую свободу в виде низких налогов и инфляции, устойчивой национальной валюты и свободного валютного рынка, дебюрократизации и цивилизованных правил международной торговли.

Лукашенко, как capo di tutti capi (босс боссов), будет следить за правилами конкуренции, разрешать споры между назначенными олигархами. В случае необходимости будет производиться ротация олигархов в рамках одной семьи или путем введения новой вместо не оправдавшей доверие.

Вот такая институциональная реформа собственности и экономической политики рассматривается в недрах действующей власти. Окончательных решений, по персоналиям и даже по самому подходу, еще нет. Нет и четкой даты начала данного процесса, но ход мысли дисижнмейкеров может приоткрыть нам механизмы реальной политики.

Как ни парадоксально, из всех реальных способов имущественной трансформации именно такой механизм увеличивает шансы преодоления кризисных явлений и укрепления суверенитета Беларуси. Вероятность его реализации увеличится, если белорусы согласятся с таким «неизбежным злом». Но их согласие не обеспечить за счет голых лозунгов и БТ-шных призывов. Людям тоже нужны прибыльные акции, гарантии сохранения сбережений, ценовая стабильность, уверенность в рабочем месте и… элементарное уважение. Если 40 легализованных белорусских олигархов научатся протестантской этике, поймут важность поддержки гражданских инициатив, не будут высокомерно понтоваться на «Роллс-Ройсах» и «Ламбургини», то лет через 10 у нас вполне могут пройти вторые демократические президентские выборы.