http://tuofikea.ru/novelty

Каддафи проиграл

Теперь это бессмысленно обсуждать.

Военная фаза конфликта между интервентами и правительством закончилась в общем-то предсказуемо. Не может фактически мануфактурная армия противостоять армии постиндустриальной. Лайма с горечью написала, что слабость ливийской армии продемонстрировало то, что поражение она понесла от десанта, в котором принимали участие арабы. Её горечь понятна, ее личная позиция и заинтересованность тоже. Тем не менее, факты говорят об ином. Ливийская милиционная армия сумела в условиях потери неба, нещадных бомбежек, практически в отсутствии тяжелого вооружения вести борьбу на огромных территориях с наёмными профессионалами.

Поражение Каддафи в случае проведения наземной операции не оспаривалось никогда — весь вопрос заключался — рискнет ли НАТО на проведение такой операции. Рискнуло. Этот аспект — с безнаказанностью НАТО — есть смысл отложить пока в сторону — слишком много серьёзных выводов и следствий из этого нужно делать. Сейчас вопрос — что дальше?

Побережье

Очевидно, что побережье в довольно короткие сроки будет зачищено. Сирт, Рас-Лануф и Брега — три очага сопротивления. Сдаваться армия не будет — конец все равно один. Или пуля, или отрезанная голова. С Сиртом ситуация еще сложнее. Сирт — родина Каддафи. Родовая территория клана. Клан Кадаффа — не самый мощный и влиятельный, однако в пустынной иерархии он всегда был в верхнем эшелоне. При Полковнике позиции племени существенно укрепились — и желающих потеснить его обратно предостаточно.

Кроме того, объявив войну шейху племени, мятежники автоматически получили кровников — и теперь в их кровных же интересах втоптать и вбомбить каддафа в пыль. Благо, это пока входит в интересы и благодетелей — НАТО и ЛИГ. Так что Сирт будут зачищать не менее жестоко, чем Триполи. Возможно, что и более. Информационная завеса в Сирте будет максимально плотной — чувствительным домохозяйкам необязательно будет видеть зверства, которые будут твориться там.

Не могу быть уверенным, но есть большой шанс, что Каддафи-старший может оказаться именно в Сирте. Достойная жизнь и достойный конец — что может быть лучше для свободного бедуина?

Племена

В пустыне грядет передел. Это очевидно — и мало того, очень вписывается в стратегию послевоенного устройства Ливии. Война кланов между собой обезопасит натовских марионеток — бедуинам будет не до них. Скорее всего, Запад будет стараться активно разжигать войну кланов. Старинным и проверенным способом. Разделяя и властвуя.

Партизанская война

Я не думаю, что Каддафи-младшие тихо умоются и будут всю оставшуюся жизнь ныкаться по углам. Скорее всего, они уже сейчас готовят укрытия, базы, наводят мосты с фецанскими шейхами, алжирскими генералами, чадскими контрабандистами. Лайма написала — и у меня нет причин ей не доверять в этом вопросе — что пустынники-фецане не очень расположены к Каддафи. Да. Там есть обиды, которые помнят очень долго. Но помимо личностных факторов в силу вступают и объективные. Выжить удастся только сообща — поэтому союз в той или иной форме между опальными сыновьями и остатками верных им сил с туарегами Фецана вполне реален. Для соседних стран также будет очень нужен фактор, сдерживающий исламистское государство на своих границах.

Отступление
Вообще — если отвлечься. Я взял свой ник из блестящей книги (точнее серии) писателя-фантаста Глена Кука «Огонь в его ладонях». Эль-Мюрид — один из главных героев серии. «Имя ему было — Мика, но звал он себя — Эль-Мюрид, и так звали его народы…» Если кто не читал — очень рекомендую. Потрясающие аналогии с сегодняшней реальностью. Так вот — одним из антагонистов Эль-Мюрида, который по книге был пророком и фанатиком и в конечном итоге подчинил себе всю пустыню, был Гарун бин Юсиф — сын убитого Эль-Мюридом племенного шейха. Собственно, вся книга — история противостояния бин Юсифа и Эль Мюрида. И судьба младших Каддафи мне чрезвычайно напоминает судьбу Гаруна. Который в конечном итоге — будучи уже очень немолодым — но сумел победить.

В общем, такое совпадение, безусловно, случайно — я не мог знать 3 года назад, что произойдет в Ливии сегодня. Но очень симптоматично.

Вернувшись к младшим Каддафи, я бы предположил, что они — если, конечно, выживут сейчас — станут одним из важнейших факторов новой антиколониальной войны, которая по сути, начнется нон-стопом после поражения в этой. Личностный фактор играет в таких войнах очень серьёзную роль — и считать, что всё уже закончилось — верх наивности. Думаю, всё только начинается.

Возможно, и придет время, когда Ливия станет безжизненной пустыней, в которой только песок будет периодически обнажать белые кости на фоне нефтяной трубы, идущей к побережью. Возможно. Но не сейчас. Not yet.