http://tuofikea.ru/novelty

Вашингтон несильно рад видеть Путина еще 12 лет

Любая действующая власть заинтересована провести избирательную кампанию как можно короче

В минувший понедельник Дмитрий Медведев подписал указ о проведении парламентских выборов. Они назначены на 4 декабря 2011 года, и обойдутся казне в 7 миллиардов рублей. Выборы-2011 пройдут по обновленным правилам, среди которых — увеличение срока полномочий депутатов Госдумы с четырех до пяти лет, снижение количества подписей с 200 тыс. до 150 тыс. для непарламентских партий. Партии, которые наберут более 5, но менее 7% голосов избирателей, получат депутатские мандаты.

За места в Думе будут бороться семь существующих ныне российских партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Правое дело», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и «Патриоты России». А в марте нас ждут еще и выборы президента, которые станут продолжением осенне-зимних политических баталий. О том, по какому сценарию они могут развиваться, наш корреспондент беседует с известным российским политтехнологом, руководителем Центра политического консультирования «Никколло М» Игорем Минтусовым. На президентских выборах в 1996 году он был личным консультантом по имиджу Бориса Ельцина. В качестве консультанта участвовал в выборах президентов Белоруссии в 1994 , Монголии в 2001, Никарагуа (2001), Литвы (2002). Руководит избирательными кампаниями во многих российских регионах.

«СП»: — Приближаются думские и президентские выборы. Есть какие-то отличия от прежних лет? И вообще, обращаются ли сейчас к политтехнологам? Или уже без них проголосуют как надо?

— Изменений очень много, это вопрос очень большой. Если очень грубо говорить, чем отличается десятилетие 90-х от десятилетия 2000-х, с точки зрения технологий, то, например, когда в 90-е годы мне задавали вопрос: что определяет успех кандидата на выборах, я отвечал, что успех определяют 3 фактора. Первый фактор — это личность кандидата, 33,3%, его вес. Второй фактор — это ресурсы кандидата, естественно, финансовые, 33%. И третий фактор- это команда кандидата, политтехнологи, консультанты. Вот три фактора, которые определяли успех кандидата в 90-е. Какие изменения произошли за последние 8-9 лет? Появился четвертый фактор, и с точки зрения веса, он стал главным и основным — это административный ресурс. По моим оценкам этот фактор составляет 50%. Три других фактора, важных в 90-е, теперь распределяются так: 15% — личность, 15% — финансовый ресурс и 20% — команда кандидата. Резюмируем: роль политтехнологов, ее удельный вес снизился в 1,5-2 раза по сравнению с выборами 90-х.

«СП»: — А сегодня партия власти обращается к политтехнологам?

— Ответ — «да», конечно, обращается, но по понятным причинам сейчас взяли курс на включение политтехнологов и политических консультантов в свою команду, в штат, на постоянную работу. В этом смысле запрос на работу специалистов на так называемом свободном рынке объективно снизился. И даже те специалисты, которые находятся на этом свободном рынке, они тоже начинают специализироваться по определенным кампаниям, политическим партиям и кандидатам. С одной партией одна группа работает, с другой — другая.

«СП»: — Что сейчас хотят партии и кандидаты?

— Они хотят того же, что и раньше. Если говорить о «Единой России», набрать количество голосов 50-60%, т.е., получить большинство, предлагают решить эти задачи доступными полит-технологическими методами.

«СП»: — Ценится креатив с какой-то сумасшедшинкой или все должно быть серьезно?

— С одной стороны, куда большую роль стали играть органы власти, которые регулируют процесс выборов. Это избирательные комиссии, Центризбирком, работа судов по рассмотрению жалоб по поводу работы той или иной политической команды. Поэтому их роль сейчас очень большая, они могут снимать кандидатов… Другая тема, что судебные власти, которые служат законодательным процессам, являются фактически орудием исполнительной власти, у которой есть свои политические пристрастия и интересы. Произошло сращивание властей и судов, принцип разделения исчез. Исполнительная власть и судебная власть сходятся к одним лицам, точнее, к одному человеку, который принимает решения. И в рамках этой системы суды решают те или иные вопросы, связанные с выборами.

«СП»: — Зачем власти понадобился этот кульбит с Матвиенко?

— Это очень сложная тема. Ваш покорный слуга знает очень много деталей… У Миронова всегда было большое количество недоброжелателей в органах власти, и то, что произошло, не было неожиданностью для Миронова. Его политические оппоненты сложили эту комбинацию, а Путин не стал вмешиваться. Это — если в двух словах.

«СП»: — А подоплека?

— Предыстория проста — человек работал не просто бухгалтером в ООО, он работал на третьей позиции в государстве, которая является привлекательной для очень большого количества людей. Как ни крути, Сергей Михайлович Миронов, возглавляет оппозиционную партию (или партию, которая говорит о своей оппозиционности) и убрать его с этой позиции — не такое плохое дело для партии власти в преддверии таких значимых выборов.

«СП»: — А Матвиенко здесь причем? Одного — уберите, другого — назначьте. Зачем вся эта шумиха?

— Руководители нашей власти хотят действовать в правовом поле, и это не кульбит, а обязательная процедура, которую должен пройти человек, чтобы занять пост Председателя Совета Федерации в соответствии с нормами закона. Т.е., одного отзывают тем собранием, которое его в этот совет выдвигало, а другой должен сначала стать депутатом и тогда он получает возможность на выдвижение. Для того, чтобы на этом месте оказалась Матвиенко, необходимы тоже обязательные законом процедуры. Нужно стать депутатом от какого-то округа, а дальше — дело техники, т.е., как мы знаем, таких округов было 4. Благодаря проведению оперативного прикрытия, оппозиция не разобралась, где именно будет выдвигаться Матвиенко, и не успела зарегистрировать своих кандидатов.