http://tuofikea.ru/novelty

СССР, Югославия, Китай, Израиль и политика антисемитизма

Одержав победу во Второй мировой войне, СССР получил возможность создать свой миропорядок — мировую социалистическую систему. Она стала альтернативой для стран, которые не хотели идти по пути Запада, становясь от него зависимыми. Но получив доступ к людским, экономическим ресурсам стран Восточной и Юго-Восточной Европы, отодвинув западные рубежи от границ Союза, Москва получила и проблему. Надо было помогать молодым социалистическим режимам. Восстанавливать их экономику, после разрухи войны. В 1945-1952 годы социалистические страны получили только долгосрочных льготных кредитов на 15 млрд. рублей (3 млрд. долларов). Таким образом, на граждан Союза легла дополнительная нагрузка, надо было не только свою страну восстанавливать, но и помогать соцстранам.

Были и другие проблемы — в 1948 году наметился, а в 1949 году произошёл полный разрыв отношений с Югославией. Причина была не только в «непослушании» и самостоятельности Тито. Хотя понятно, что за всё надо платить, а Югославия получала большую помощь от Москвы. По справедливости, Москва должна была получать определённые «дивиденды». Основной причиной стало желание Тито создать новый центр силы в Европе. Так, старые мечты о «Великой Сербии» сербских националистов были дополнены. Тито планировал создать «Балканскую федерацию», куда должны были войти Югославия, Болгария, Албания, Румыния и даже Греция.

Характерно, что в Сараево при Тито открыли памятный музей организации «Млада Босна», посвящённый людям которые участвовали в разжигании Первой мировой войны. Заговорщики-сербы, которые участвовали в организации убийства Франца Фердинанда — Д. Дмитриевич, В. Танкосич и их сподвижники, были удостоены звания «национальных героев». Их деятельность объявили «полезной для освобождения балканских народов». По сути Тито занимался провокационной деятельностью, подрывал единство социалистического лагеря. Именно поэтому Сталин назвал режим Тито «троцкистско-фашистским».

А вот с Китаем у Сталина сложились по-настоящему союзнические отношения. Хотя Мао Цзедун не меньше, чем Тито, гнул свою линию. Переговоры в Москве были трудными, шли два месяца. Но в итоге обе стороны нашли приемлемый результат. Москва пошла на большие уступки. Китаю был выделен заем в 300 млн. долларов. Советская сторона обещала в двухлетний срок отказаться от прав в Маньжчурии, в пятилетний от Порт-Артура и Дальнего. Но за это в Китае создавались совместные советско-китайские предприятия, прибыль от которых шла не только Китаю, но и СССР. Был заключён договор о взаимопомощи на 30 лет. В Москве понимали, что древняя Китайская цивилизация, имевшая огромную территорию, население, природные ресурсы, не может быть сателлитом Союза. Но в противостоянии с Западом, Китай может быть хорошим союзником.

Необходимость союза с Китаем подтвердилась в Корейской войне. В 1950 году с разрешения ООН американцы вмешались в конфликт между северным, коммунистическим правительством, и южным, подконтрольным США. В Корею были направлены огромные американские силы. В итоге война чуть не стала мировой, особенно, если посмотреть состав участников. Со стороны Запада основной ударной силой были части США и Великобритании, также участвовали Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция, Турция, Эфиопия, Таиланд, Колумбия. Со стороны соцлагеря, основные силы были представлены КНР, СССР представил военспецов (пилоты, зенитчики и т. д.), советников. Москва удержалась от того, чтобы оказать более мощное содействие КНДР. Это могло привести к распространению огня войны на другие территории. Так, наши лётчики, хоть и сбили несколько сот американских самолётов, но базировались в Китае, летали с китайскими опознавательными знаками.

С «интернационализмом» в СССР тогда уже распрощались. Война в Корее не получила такую популярность, как в Испании. СМИ её не пропагандировали, не внушали, что это «наша» война. Платить русскими жизнями за благо «мирового пролетариата» Сталин не собирался. На мировой арене СССР гнул линию не «мировой революции», а мира. Москва была готова остановить конфронтацию с Западом, если готовность будет взаимной. СССР был самодостаточной страной, ему не нужны были чужие ресурсы для выживания. Москва поддержала международное общественное движение сторонников мира. В 1950 году в Швеции Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира разработал воззвание о запрещении ядерного оружия — в Советском Союзе под ним подписались все взрослые граждане. А в марте 1951 года Верховный Совет СССР принял закон о защите мира, который признал пропаганду войны тягчайшим преступлением. В июне 1951 года СССР первым внёс в ООН предложение, чтобы на Корейском полуострове «воюющие стороны начали дискуссию о прекращении огня и достижении перемирия».

«Державная» линия Сталина

Во внутренней политике, Сталин продолжил «державную» линию. В Ленинграде шёл процесс восстановления многих исторических названий: проспект Володарского опять стал Литейным, площадь Урицкого — Дворцовой и т. д. В 1946 году наркомы вновь стали министрами, СНК — Советом министров. В 1948 году прошло торжественное празднование 800-летия Москвы, восстановлена традиция чествования юбилеев русских городов. В рамках укрепления политической, партийной элиты государства, прошла кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом». Ещё одна кампания шла против «безродного» космополитизма, хотя её почему-то укладывают в ложе «антисемитизма». После 1991 года, стало абсолютно ясно, товарищ Сталин тогда был полностью прав. Именно разложение политического, партийного руководства, творческой интеллигенции, её «западничество» стали главным оружием Запада против СССР и его народов.

Именно космополитизм, явление противоположное патриотизму, стал мощнейшим инструментом в идеологической, информационной войне. Людям внушались некие «общечеловеческие» ценности, которые якобы выше государственных и национальных ценностей. Идеи глобализма, индивидуализма, принципы: «родина человека — весь мир», «родина там, где человеку хорошо» и т. п. По сути — это был тот же троцкистский «интернационализм», только в другой упаковке. Понятно, что наиболее восприимчивы к таким идеям стали не крестьяне, или рабочие, а творческая интеллигенция, «золотая молодёжь» того времени.

СССР и Израиль. «Антисемитизм»

Смешно называть политику Сталина «антисемитской», он был один из тех, кому современный Израиль обязан своему существованию. СССР поддержал и приветствовал создание Израиля в 1947 году. Сталин видел в создании еврейского государства возможности по ослаблению влияния англичан и американцев на Ближнем Востоке. Израиль должен был стать нейтральным государством, «третьей силой» в этом регионе. Но еврейские политики сразу же сделали ошибку, ведущую к катастрофе, в долгосрочной перспективе. Израиль стал союзником США и Англии.

А посольство Израиля в Москве, во главе с Голдой Меир, стало устанавливать прямые контакты с советскими евреями. В столице СССР было много евреев, в госаппарате, среди интеллигенции, в научной среде. Понятно, что такая прыть в «налаживании связей», не могла понравиться любому нормальному правителю страны. Поэтому и возникло дело Еврейского антифашистского комитета (ЕАК).

ЕАК создали в 1942 году, наряду с Женским, Всеславянским, Молодёжным комитетами. В 1943 году глава ЕАК режиссер С. М. Михоэлс, писатель И. С. Фарер (к тому же был агентом МГБ) и другие посетили США, там они договаривались о сборе средств, в помощь Советскому Союзу. В ходе ряда встреч с еврейскими, научно-культурными, общественными кругами, они встретились и с руководителем Всемирной сионистской организации Х. Вейцманом. Он позднее станет первым президентом Израиля. Также будут проведены встречи с руководителем ложи «Сыны Сиона» С. Вайзом и лидером организации «Джойнт» Д. Розенбергом. В ходе этих переговоров американские евреи снова поставили вопрос о создании в Крыму еврейской республики. Фарер сообщил, что Крым интересовал не только евреев, но и «американцев, поскольку Крым — это Чёрное море, Балканы и Турция».

ЕАК разработал доклад о «Еврейской советской социалистической республике», в феврале он был представлен Молотову. Он тот положил проект «под сукно», не до этого было. Но члены ЕАК верили в успех дела, уже делили «портфели», Михоэлса величали «наш президент». И нельзя казать, что ЕАК не имел поддержки в советском руководстве. Война завершилась, антифашистские организации были распущены, а комитет продолжал работу. Выпускал свою газету «Эникайт» и ещё ряд изданий, создал несколько культурных, общественных организаций. Поддерживал связи с американской организацией «Джойнт», которая спонсировала попытку создания «еврейской автономии» в Крыму в 20-30-е годы.

ЕАТ фактически создавал в Союзе некие параллельные официальной власти структуры. Комитет направлял местным властям в Белоруссии и Украине указания об обеспечении евреев, вернувшихся после эвакуации. Требовал вернуть им утраченное имущество, или выдать денежные компенсации, предоставить первоочередное право на получение жилья, в устройстве на работу. Об этой деятельности в Москву шли доклады, МГБ предоставил материалы Сталину. Когда был создан Израиль, в СССР обнаружились «общественные» центра, которые агитировали советские евреев ехать воевать с арабами. Но последней каплей, для Кремля, стал тот факт, что когда Голда Меир приехала в Москву, её пришли встречать огромные толпы людей — 30 тыс. человек. Но советская власть никому об этом не сообщала и не созывала людей. Значит, в СССР существовали сила, параллельная власть, которая могла оповестить и вывести на улицы такие массы людей. У неё были свои каналы связи, разветвлённые структуры, влияние.

Министерство госбезопасности быстро провело расследование и выявило, что оповещение и сбор людей шёл через ЕАК. 20 ноября 1948 Политбюро принимает решение распустить Еврейский антифашистский комитет. Его печатные органы и действующие при комитете органы были закрыты. Михоэлс погиб в ДТП, других членов ЕАК арестовали, 110 человек получили различные сроки заключения. Обвинять МГБ СССР в гибели Михоэлса глупо, он не представлял большой величины, чтобы его было нельзя арестовать. В СССР арестовывали и знаменитых маршалов. Есть подозрение, что его ликвидировали силы, не заинтересованные в том, чтобы он начал говорить.

В 1952 году всплыла новая информация, в том числе и о жёнах Молотова, Андреева, Ворошилова (т. н. «институт еврейских жён»). Были пресечены и дальнейшие попытки лоббировать создание Еврейской ССР в Крыму, такое предложение делал Молотов. Сталин сказал на заседании пленума ЦК: «А чего стоит предложение товарища Молотова передать Крым евреям? Это грубая ошибка товарища Молотова…». И далее — «У нас есть еврейская автономия. Разве этого недостаточно? Пусть развивается эта республика. А товарищу Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских притязаний на наш советский Крым». После этого провели дополнительное расследование по делу ЕАК. Ферера, Перетца, Маркиша, Квитко, Бергельсона, всего 13 человек, расстреляли в лагерях.