http://tuofikea.ru/novelty

Итоги: о блоковой политике «Справедливой России»

«Это есть наш последний и решительный бой» — поется в гимне Социалистического интернационала, консультативным членом которого является партия «Справедливая Россия». Очень актуальные строки. Начинающаяся предвыборная баталия и впрямь может оказаться для российских социалистов последней. Кстати, по стечению исторических обстоятельств та же песнь служит гимном КПРФ. Но это, пожалуй, пока единственное, что связывает две российские левые партии. Попытка добиться большей близости, предпринятая председателем «СР» Николаем Левичевым, потерпела полное фиаско.

Предложение, адресованное коммунистам, заключалось в «создании альянса левых сил, который мог бы разрушить планы получения «Единой Россией» большинства» в Госдуме. Ответ, озвученный зампредом ЦК КПРФ Иваном Мельниковым, однозначен: «Складывается ощущение, что они пытаются схватиться за КПРФ как за спасательный круг, чтобы не утонуть в предвыборной борьбе». Встречались, впрочем, и менее категоричные суждения, но еще более издевательские. Так, например, член президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов, заявляя о «готовности обсуждать» предложение «эсеров», назвал их поведение «политическим двоеженством». Пусть, мол, сперва расторгнут «пакт Миронов — Грызлов».

Требование, между прочим, абсолютно правомерное. «Пакт» — не фигура речи, а вполне реальный договор, заключенный двумя «Россиями», «Справедливой» и «Единой», в феврале прошлого года. Официально, правда, документ называется «Политическим соглашением». Участники оного «обязуются стремиться к коалиционным действиям» и «выражают готовность сообща действовать при решении кадровых вопросов в органах государственной власти и местного самоуправления». Формально соглашение остается в силе, и, значит, «СР» и «ЕР» являются официально признанными политическими союзниками.

Реальность выглядит, разумеется, по-иному: «СР» позиционирует себя сегодня как «настоящая» непримиримая оппозиция. Но вряд ли эту ситуацию можно назвать благоприятной для партии. Нечто подобное испытал герой ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих». Однако у чекиста Егора Шилова по крайней мере не было трудностей с самоидентификацией: он-то точно знал за кого он, за красных или за белых. А тут, с какой стороны ни зайди, сплошной мезальянс. Можно, конечно, плюнуть на всех попутчиков и пойти своим путем. Собственно, ничего другого «эсерам» и не остается. Но проблема в том, что для прокладки нового маршрута требуется время, а его до выборов может не хватить.