http://tuofikea.ru/novelty

НАТО против Каддафи: первые итоги войны

19 марта 2011 года вооруженные силы Франции, Великобритании, США, Италии и Канады, к которым позднее присоединились еще около десяти стран, начали военную операцию против частей и подразделений ливийской армии, поддерживающих Муаммара Каддафи. Иностранное вмешательство во внутренний ливийский конфликт было отчасти санкционировано резолюциями Совета Безопасности ООН 1970 и 1973, которые призывали к созданию запретной для полетов зоны над Ливией. Резолюции, в частности, уполномочивали страны, участвующие в обеспечении этой зоны, «принимать все необходимые меры» для защиты гражданского населения и «населенных районов, которые находятся под угрозой нападения».

Для справки

Решение о проведении военной операции под кодовым названием «Юнифайд протектор» (с англ. «Unified Protector» — «Объединенный защитник») было принято членами НАТО 27 марта 2011 года (до этого определенные мероприятия по выполнению резолюции СБ ООН по Ливии в рамках операции «Рассвет Одиссеи» осуществляли США (силами Африканского и Европейского командований США) при поддержке отдельных стран НАТО).

Согласно заявлениям официальных представителей альянса, операция проводится в соответствии с резолюцией 1973 Совета Безопасности ООН от 17 марта 2011 года, которая призывает к незамедлительному прекращению всех нападений против гражданского населения и санкционирует принятие всех необходимых мер для защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения в Ливии. НАТО взяла на себя реализацию всех военных аспектов данной резолюции ООН.

Командование операцией возложено на генерал-лейтенанта ВС Канады Шарля Бушара, который до этого занимал пост заместителя командующего объединенным командованием НАТО (штаб — Неаполь, Италия). Бушар — кадровый военный. Занимал различные должности в канадских вооруженных силах, затем проходил службу на американских военных базах. Министр обороны Канады П. Маккей охарактеризовал Бушара как «превосходного лидера» и заявил, что «верит в его опыт и способности».

Ведущие страны Запада, каждая из которых имеет в Ливии свои собственные политические и экономические интересы, единодушно поддержали одну определенную сторону внутреннего ливийского конфликта — силы, оппозиционные законному руководству страны. Предлагаемые ООН «все необходимые меры» руководством США и НАТО были быстро и решительно трансформированы главным образом в регулярные «точечные авиаудары с применением высокоточных управляемых боеприпасов» по различным правительственным объектам на территории Ливии.

Основной целью ракетных ударов и налетов авиации международной коалиции, согласно заявлениям официальных лиц альянса, являлось уничтожение средств противовоздушной обороны, военных баз и пунктов дислокации наземной бронетехники ливийской армии.

Уже в ходе начального этапа операции коалиционным силам удалось решить большинство из поставленных перед ними боевых задач. Как заявил в конце марта с.г. командующий одной из авиационных групп вице-маршал британских ВВС г. Багуэлл, «ливийских военно-воздушных сил фактически больше не существует, интегрированная система ПВО и командно-коммуникационная сеть ослаблены до такой степени, что наши самолеты летают над Ливией почти в полной безопасности».

Международное военное вмешательство коренным образом сказалось на ходе вооруженного противостояния сторон ливийского конфликта. В результате уничтожения силами НАТО почти всей ливийской авиации и значительной части бронетанковой техники правительственная армия утратила превосходство в военно-технической оснащенности, что практически уровняло силы противников. Сначала вооруженный конфликт превратился в традиционную позиционную войну в стиле Первой мировой, когда противоборствующие стороны, не имея возможности нанести решающий удар, ограничивались локальными действиями по овладению отдельными населенными пунктами. Затем в ходе непрекращающихся ударов по ливийской армии и правительственным объектам НАТО практически обеспечило оппозиции военное превосходство.

Прямое вмешательство

Сильное давление на руководство Ливии и войска Каддафи оказывала угроза проведения странами НАТО наземной операции на территории страны. По некоторым данным, планирующие органы альянса вели разработку соответствующих планов. Одновременно осуществлялись отдельные практические мероприятия в рамках подготовки к наземным действиям. На это, в частности, указывало постепенное увеличение количества западных военных специалистов в Ливии. В западной прессе упоминалось о том, что в Бенгази, столице антиправительственных сил, действует подразделение британского спецназа, военнослужащие которого принимали участие в боях против правительственной армии. Американский полковник в отставке Дэвид Хант сообщил телеканалу «Фокс», что «американские военные и агенты ЦРУ находятся в Ливии с начала марта». Американские специалисты, в частности, собирали на месте информацию для наведения авиации коалиции на цели. Они также занимались подготовкой военных специалистов из числа местных жителей. Следует отметить, что отправку разведчиков в Ливию санкционировал лично Барак Обама, полномочия которого позволяют задействовать сотрудников ЦРУ для проведения специальных операций за границей.

Позднее министерство иностранных дел Великобритании объявило, что команда работающих в Бенгази британских специалистов будет пополнена «опытными офицерами вооруженных сил». Было сообщено, что «дополнительные сотрудники дадут возможность правительству Соединенного Королевства укрепить связи с Национальным переходным советом (НПС)». Они, в частности, «будут консультировать НПС по вопросам улучшения военной организации, создания систем коммуникаций и логистики». В дальнейшем, по некоторым данным, базирующиеся в Бенгази офицеры MI6 составляли детальные планы боев, которые были согласованы с Переходным национальным советом Ливии.

Наиболее активную непосредственную поддержку оппозиции НАТО оказала при штурме Триполи. Как сообщает газета «Дейли телеграф», британские военные и разведчики участвовали в подготовке захвата столицы Ливии и помогали повстанцам планировать атаки на город, оснащая, консультируя и обеспечивая им поддержку с воздуха. По данным газеты, «британские ВВС усилили налеты на Триполи утром 20 августа по заранее подготовленному плану, стараясь тем самым облегчить силам ливийского Нацсовета продвижение к городу».

По двойным стандартам

Одна из основных задач военной операции НАТО «Юнифайд протектор» обеспечение эмбарго на поставки оружия в Ливию. Для этого страны-союзники выделили 25 боевых кораблей и подводных лодок, 50 истребителей и самолетов-разведчиков. Объединенная военно-морская группировка действует в международных водах и должна перекрыть морской путь доставки оружия в Ливию. При этом кораблям НАТО разрешено лишь патрулировать и досматривать подозрительные суда, но они не могут наносить удары по ливийской территории.

Однако НАТО весьма избирательно подошло к обеспечению эмбарго на поставки оружия. Так, в июне с.г. французские СМИ сообщили о том, что в районе Бенгази французские самолеты сбрасывают военные грузы, включая пулеметы, гранатометы и противотанковые управляемые ракеты, предназначенные для антиправительственных сил. Под давлением фактов генеральный штаб вооруженных сил Франции вынужден был подтвердить факт поставки оружия ливийским повстанцам. По мнению международной общественности, это является грубейшим нарушением резолюции Совета Безопасности ООН. В частности, МИД России потребовал от Парижа объяснений.

В генеральном штабе ВС Франции признали факт поставок, однако объявили, что «противотанковых комплексов в списке грузов не было». Представитель министерства обороны сообщил, что Париж решил поставить оружие, средства защиты и боеприпасы населению некоторых районов Ливии, в которых возникла очень опасная для мирных жителей ситуация. По словам военного чиновника, «было очевидно, что люди в этой стране были беззащитны, и что им серьезно угрожали силы Каддафи». Ранее министр обороны Франции Ж. Лонге заявив, что поставки оружия — «единственный возможный способ осуществить на практике» мандат Совета безопасности, который дает международным силам право «принимать все необходимые меры» для защиты мирного населения«.

В свою очередь, посол Франции при ООН Ж. Аро высказал мнение, что военные поставки ливийским повстанцам не противоречат резолюции Совета Безопасности. Дипломат пояснил, что в документе есть еще один пункт, который позволяет игнорировать эмбарго на поставку оружия в Ливию, если необходимо защитить гражданское население. По словам Аро, «мы решили (!?) обеспечить мирное население оружием самообороны, поскольку полагали, что оно находится под угрозой». Таким образом, официальные лица стран НАТО не стесняются откровенного цинизма и демонстрируют выходящую за все мыслимые рамки уверенность в своей полной безнаказанности.

Отметим, что Франция стала первой страной НАТО, признавшей факт поставок военных грузов ливийским мятежникам. Тем временем об отправке повстанцам снаряжения для силовых структур было объявлено в Лондоне. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг уточнил, что в списке есть бронежилеты, полицейская форма и средства связи для наведения порядка в контролируемых оппозицией регионах страны. Сообщалось также о поставках оружия ливийским мятежникам итальянскими военными, что было категорически опровергнуто МИД Италии. По словам официального представителя внешнеполитического ведомства Италии, в Ливию будет направлено не оружие, а «некое снаряжение для самообороны».