http://tuofikea.ru/novelty

И все-таки они вместе: Ким Чен Ир и Медведев

И все-таки они вместе! Правда, не такие уж они и разные, хотя один утверждает, что свобода лучше, чем несвобода, а другой — что «демократия чучхейского типа есть самая демократичная демократия на свете». Они встречаются второй раз за последние десять лет, и обе встречи носили протокольный характер. Никаких важных решений не принималось, договоры не подписывались. Посидели, потрепались, сделали друг другу приятно.

Последняя встреча президента России Дмитрия Медведева и Великого Руководителя Северной Кореи Ким Чен Ира состоялась 24 августа в Улан-Удэ и длилась 2 часа 10 минут. Кроме общих слов на сайте российского президента никаких подробностей. В прессу слилась информация, что переговоры велись о прокладке через КНДР российского газопровода и о ядерной безопасности. Переговоры эти столь же долги, сколь и безуспешны. Москва ожидает юридических гарантий под свой проект, притворяясь, что такие гарантии от северокорейского режима действительно можно получить.

Встреча важна для Медведева и Ким Чен Ира сама по себе, вне зависимости от результатов. Пхеньяну важно показать собственному народу, как любит Великого Руководителя северный сосед, каким потрясающим уважением он пользуется в России. Заодно намекнуть Западу, что еще не все потеряно и с КНДР вполне можно вести переговоры о чем-нибудь — об инвестициях, о ядерной безопасности. Медведеву, в свою очередь, важно показать западным партнерам, что только Москва может результативно говорить с Северной Кореей и в этом смысле Россия — важный международный игрок, которым не следует пренебрегать. Короче говоря, и с той и с другой стороны игра амбиций.

Помимо всего прочего, политическая модель КНДР в России кое-кому по душе. Не зря же в России отрабатывается модель своей особой демократии. Как говорит Ким Чен Ир о собственной, тоже по-своему суверенной демократии, «во-первых, благодаря этой демократии можно проводить в жизнь все решения Великого Руководителя, а во-вторых — у населения появляется уверенность в том, что от них зависит ситуация в стране, ведь мы — народная республика. А какой Великий Руководитель примет решение, противоречащее интересам его народа? Никакой! Следовательно, народ получает все лучшее еще до того, как он узнает о существовании этого самого лучшего…».

Блестящая логика! Похоже, и у нас иные политики не прочь добавить немного чучхе в российскую действительность — одна партия, один сильный национальный лидер, всеобщее обожание, никаких настоящих выборов и прочей демократической чепухи. Все как у них, только газ не трогайте, только газопроводам не мешайте!

Насколько несостоятельны планы строительства газопровода через Северную Корею в Южную, корейская сторона показала как раз во время визита Ким Чен Ира. Накануне встречи в Улан-Удэ северокорейские власти приказали южнокорейскому персоналу в течение 72 часов покинуть находящуюся в совместном управлении курортную зону Кымгансан. Деньги в этот проект инвестировала компания Hyundai Asan — вероятно, тоже под какие-нибудь надежные, как ей показалось, гарантии.

Похоже, не только на Западе, но и в России уже забыли, чего стоит слово коммуниста. Тут самое время вспомнить, как в 1994 году КНДР подписала с США договор, в котором отказалась от разработки ядерного оружия в обмен на продовольственную помощь и техническую поддержку в развитии мирного атома. Получая все необходимое, КНДР, однако, разработку ядерного оружия не прекратила, а потом и вовсе вышла из договора в одностороннем порядке.

Еще откровеннее Ким Чен Ир пошутил над президентом Путиным, который после своего визита в Пхеньян в 2000 году объявил, что КНДР больше не представляет международной угрозы, поскольку Ким Чен Ир торжественно пообещал ему свернуть ракетную программу и более не проводить новых испытаний ракет. Сразу после заявления Путина Ким Чен Ир дезавуировал его слова, объявив, что говорил это в шутку.

Видимо, также в шутку КНДР не торопится погасить задолженность перед Россией, составляющую на сегодня $11 млрд. Все эти северокорейские шутки не мешают России планировать строительство газопровода. Возможно, тоже в шутку.

Кому на самом деле не до шуток, так это народу Северной Кореи, страдающему не только от жесточайших репрессий, но периодически от стихийных бедствий и постоянно от голода — вечного спутника социализма. Несколько дней назад США объявили о гуманитарной помощи Северной Корее на $900 тыс., а Россия поставила туда 50 тыс. тонн пшеницы. Однако надежд на то, что помощь дойдет до нуждающихся, на самом деле нет. Обычно все попадает в руки высших партийных чиновников и генералитета, которые жируют, в то время как рядовые корейцы умирают от голода — и это не гипербола, действительно умирают. Многие международные и неправительственные организации пытались наладить поставки продовольствия голодающим в КНДР — бесполезно. В свое время международная организация Action Against Hunger («Действие против голода»), в течение двух лет поставлявшая продовольствие в КНДР, была возмущена тем, что власти не разрешают им открыть полевые кухни и раздавать продукты непосредственно умирающим от голода детям. Все должно было поступать в органы компартии и государства. «Дети отрезаны от любых каналов помощи и обречены на верную смерть», — констатировала Action Against Hunger и закрыла свою миссию в КНДР.

Драматическая судьба корейцев в КНДР не видна Западу. Это не палестинцы в Газе, освобожденные от работы благодаря гуманитарной помощи, оказываемой им десятилетиями. КНДР настолько закрытая страна, настолько жесткая там тоталитарная система, что надеяться на военное сопротивление режиму изнутри, подобно тому, как это произошло в Ливии, не приходится. Тем более на «бархатную» революцию. Единственное, что может спасти народ Северной Кореи, — это гуманитарная интервенция. Международное сообщество не вправе и дальше терпеть безнаказанное истребление коммунистами народа в Северной Корее. Ссылки на суверенитет несостоятельны. Нарушения прав человека не есть внутреннее дело страны — это признано и зафиксировано в международном праве. Диктаторам надо помогать «уйти». И по меньшей мере не поддерживать их дружеским участием, как это делает сейчас Россия.