http://tuofikea.ru/novelty

КНДР готова вернуться к шестисторонним переговорам

Накануне в Улан-Удэ состоялись переговоры президента России Дмитрия Медведева с северокорейским лидером Ким Чен Иром, главным итогом которых стало заявление о том, что Северная Корея готова возобновить шестисторонние переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова, причем без предварительных условий. Однако главная загвоздка заключается в том, что сообщил об этом ни сам Ким Чен Ир, и ни Дмитрий Медведев, а пресс-секретарьроссийского президента Наталья Тимакова, что, так или иначе, ставит ряд вопросов и вызывает определенные сомнения относительно того, что КНДР действительно готова немедленно пойти на такой шаг.

Ожидать полноформатной пресс-конференции по итогам переговоров даже и не стоило, поскольку северокорейский лидер не любит лишний раз появляться на публике, да и в целом его визит в Россию проходит в обстановки строгой секретности. По итогам переговоров с заявлениями об их итогах выступили Дмитрий Медведев, Наталья Тимакова, Сергей Сторчак, при этом северокорейская делегация от комментариев воздержалась.

Тимакова сказала, что «Ким Чен Ир выразил готовность вернуться к шестисторонним переговорам без предварительных условий, и тогда в ходе переговоров они будут готовы ввести мораторий на производство ядерных материалов и испытаний». «В ходе переговоров Северная Корея будет готова решить вопрос о введении моратория на испытания и производство ракетно-ядерного оружия», – добавила пресс-секретарьроссийского президента. Других подробностей относительно перспектив возобновления шестисторонних переговоров она не сообщила.

То, что намерение КНДР вернуться за стол шестисторонних переговоров было озвучено российской стороной, может свидетельствовать о том, что молчанием северокорейцы сохраняют себе пути для отступления, хотя формально вроде и готовы вернуться к переговорам.

О возможности возобновления шестисторонних переговоров стали говорить в конце июля, когда в рамках саммита АСЕАН на Бали состоялась неофициальная встреча представителей Южной и Северной Кореи Ви Сунг Лак и Ри Ен Хо, которая стала первой с 2008 года, то есть со времени, когда состоялся последний раунд шестисторонних переговоров. Тогда же появились намеки на возможность возобновления переговоров. Однако однозначного «да» из Пхеньяна так и не прозвучало. КНДР демонстрирует готовность к переговорам, но не форсирует события. Заявление, прозвучавшее в Улан-Удэ, является очередным сигналом, и не более того. При этом сроки возобновления шестисторонних переговоровпо-прежнему туманны.

Другой важной темой встречи Медведева и Ким Чен Ира стал вопрос транзита газа через территорию КНДР в Южную Корею. Как рассказал Медведев по итогам переговоров, на этом направлении был достигнут серьезный прогресс. «Мы дали поручение нашим ведомствам создать специальную комиссию для того, чтобы она определила конкретные параметры сотрудничества в двустороннем порядке по транзиту газа через территорию КНДР и соответственно подключению к этому проекту Южной Кореи с учетом того, что основные потребители находятся на ее территории», – сказал Медведев. По его словам, «КНДР заинтересована в реализации такого рода трехстороннего проекта с участием России и Южной Кореи, и сейчас будет вестись техническая работа». При этом он отметил, что «общий объем транспортировки в год составляет до 10 миллиардов кубических метров газа», и если будет спрос, «мы готовы к расширению потенциала этих объемов».

Еще одним итогом переговоров стало решение проблемы северокорейского долга. Как сообщил источник в российской делегации, «лидеры стран выработали подходы по совместному решению данного вопроса». «Тот факт, что переговоры по реструктуризации северокорейского долга возобновлены, в российской делегации оценивается как большой прорыв в решении этого вопроса», – сказал источник. До этого заместитель министра финансов Сергей Сторчак сообщил журналистам, что стороны могут возобновить переговоры об урегулировании северокорейского долга, который составляет 11 миллиардов долларов.

Прошедшие в Улан-Удэ переговоры, в первую очередь, способствовали ослаблению изоляции Северной Кореи, а также дали определенную надежду на возобновление шестисторонних переговоров. Между тем, ожидать, что это коренным образом способствует разрядке на Корейском полуострове, вряд ли стоит. Ким Чен Ир, конечно, напомнил о себе, однако безмолвно и под завесой тайны.