http://tuofikea.ru/novelty

Нерешительные действия членов ГКЧП ускорили распад СССР?

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев считает, что у гэкачепистов была возможность удержать власть в своих руках и изменить ситуацию в стране, однако они не использовали выпавший им шанс, что негативным образом сказалось на судьбе СССР.

«События августа 1991 года достаточно неоднозначны, чтобы им можно было дать какую-либо одну определенную интерпретацию, — говорит политолог в интервью KM.RU. — До сих пор не вполне понятен закулисный подтекст всего, что происходило вокруг создания Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Очевидно, что для союзного руководства ситуация складывалась тогда критическим образом. Горбачев к тому времени практически полностью выпустил из рук рычаги контроля над ситуацией в стране. Центр должен был либо максимально быстро подписывать новый союзный договор, либо вводить в стране ЧП наподобие военной хунты. С одной стороны, мотивы гэкачепистов можно понять: они декларировали, что борются за сохранение Советского Союза. Конечно, в августе 1991 года было понятно, что малейшее промедление приведет к окончательному развалу Союза. Т. е. можно сказать, что, противодействуя этому процессу, члены ГКЧП, по сути, выполняли свои прямые служебные обязанности в чрезвычайной ситуации, когда формальный лидер Михаил Горбачев стремительно терял контроль над ситуацией.

И все же, несмотря на то, что с той поры минуло уже 20 лет, во всей этой истории по-прежнему остается большое количество темных страниц. Во-первых, до сих пор непонятно, как же в реальности складывались отношения между Горбачевым и гэкачепистами. Версий по этому поводу существует огромное количество. Сам президент СССР настаивал на том, что его именно захватили в плен. Но можно ли этому верить, я не знаю. Есть достаточное количество свидетельств того, что события 19-21 августа 1991 года имели все признаки инсценировки. К чему все это должно было в итоге привести, трудно сказать. Не исключено, что Горбачев хотел чужими руками сделать то, чем не хотел заниматься сам: руками силовиков из ГКЧП устранить Ельцина и его команду как основных своих конкурентов, а потом выйти к народу «белым и пушистым», с новым статус-кво.

Также вполне возможно и прямо противоположное: генсек спровоцировал гэкачепистов на эти действия для того, чтобы довести события в СССР до логического завершения, т. е. распада великой державы, а затем — просто «умыть руки».

Есть и третий вариант: Горбачев на самом деле стал жертвой заговора.

Лично я до сих пор не могу однозначно сказать, какая из этих версий соответствует действительности. Но по факту можно сказать одно: нерешительные действия членов ГКЧП только ускорили распад Советского Союза. Независимо от того, как оценивать этих людей, были ли они героями или авантюристами, ясно, что им не хватило сил, умения или решимости удержать эту власть, хотя у них была такая возможность. У них были все ресурсы для коренного изменения ситуации. Например, силовики могли арестовать Ельцина и всю его команду или, по крайней мере, нейтрализовать их. В конце концов, не стоило даже обращать особое внимание на ситуацию вокруг Белого дома: достаточно было взять под контроль ситуацию в регионах.

Пусть бы Ельцин сидел в Доме правительства и штамповал указы, сколько ему вздумается, — их просто никто не выполнял бы. Вместо этого ГКЧП полностью сосредоточился на ситуации вокруг Белого дома и пребывания Горбачева в Форосе. Надо было арестовать и вернуть затем Горбачева в Москву. Однако гэкачеписты никак не могли решиться ни на то, ни на другое. В итоге они потеряли время и инициативу. А провал «путча» ускорил дезинтеграционные процессы внутри Союза. Было ли все это заранее спланированной акцией или эти люди просто так бездарно распорядились выпавшим им шансом, сказать трудно.