http://tuofikea.ru/novelty

Чем запомнился юбилейный МАКС

Вот и завершился столь ожидаемый многими экспертами и любителями МАКС-2011 – тот самый юбилейный авиакосмический салон. Как уверяют организаторы этот форум привлек на сей раз гораздо больше посетителей, чем в предыдущие годы, и позволил заключить контрактов на рекордные 10 миллиардов долларов. Однако, несмотря на такие, на первый взгляд, радужные итоги МАКСа-2011, есть люди, которых это мероприятие навело, мягко говоря, на безрадостные мысли.

Итак, попытаемся разобраться по порядку в удачах и неудачах юбилейного десятого МАКСа. До открытия авиасалона в прессе упорно ходили слухи, что авиасалон-то отнюдь не простой. Здесь, мол, организаторы покажут миру настоящие шедевры мировой авиации и космонавтики. Но всем этим пожеланиям и надеждам, в принципы, не суждено было сбыться. Да, не будем отрицать, что на авиасалон прилетел новый А380, который поразил всех присутствующих своими размерами. Кроме того, американские военные «пригнали» в Жуковский новый транспортник, который буквально поддавил под себя взлетно-посадочную полосу. А что же наши?

А у наших как-то сразу все не совсем заладилось. Началось с того, что запланированный на время работы МАКС-2011 запуск самого мощного в Европе спутника связи, превратился в настоящий кошмар разрабочиков. В течение нескольких дней российские системы слежения никак не могли обнаружить, куда же пропал спутник, застрахованный аж на 7 млрд. российских рублей. В конце концов, спутник нашли не там и не те. Его зафиксировали американские специалисты в том месте космоса, где до спутника, как говорится, «не достучаться». Это место представители Роскосмоса назвали нерасчетной орбитой. Говоря по-русски, супердорогостоящий спутник просто летает вокруг Земли бесполезным куском железа.

Далее на МАКС-2011 не удалось заключение долгожданных контрактов между Министерством обороны и представителями ОКБ им.Микояна. Планировалось, что будет закуплена целая эскадрилья самолетов для авианесущего крейсера, но сделка, что называется, не пошла. В очередной раз ведомства не смогли договориться друг с другом, и когда будут следующие переговоры, тоже не вполне ясно. Кстати, Индия уже давно и очень активно ведет закупки этих самолетов, а в нашей стране контракт пытаются подписать уже не первый год. Обычной проблемой, мешающей разрешить эту ситуация вновь стали деньги, а точнее, пресловутая жадность военных чиновников. Вот если бы деньги удалось «прокрутить» и построить с десяток загородных коттеджей для себя и своей семьи, то наши генералы тут же бы все подписали, а тут они, понимаешь, вдруг стали разумно распоряжаться военным бюджетом. Еще бы… На МАКСе-то все как под стеклянным колпаком. Поэтому не стоит удивляться, если договор будет подписан уже в ближайшее время и без такого количества свидетелей. От коррупции у нас пока не придумано прививок, поэтому чиновники и позволяют себе «немного лишнего»…

Одной из самых нашумевших неудач юбилейного МАКС-2011 стала провальная попытка поднять в воздух у всех на глазах тот самый Т-50, который ждали как глоток свежего воздуха. Уж чего только об этом самолете не писали: и что это яркий ответ НАТО на все их разработки, и что это спасение отечественной авиации, и даже то, что этот самолет – лучший в мире. Не будем оспаривать возможные достоинства Т-50, но, как говорится, не нужно и «гоп» было кричать до момента успешного взлета и не менее успешного приземления. Уж любят наши соотечественники нахваливать свою работу до того момента, когда она удачно закончена.

Самолет нового поколения сначала удачно показал свои летные характеристики перед специалистами, а вот в день, когда на него пришли посмотреть десятки тысяч людей, почему-то летать не захотел. Оно, может и правильно, а то, глядишь, сглазят… Летчик-испытатель, которому посчастливилось управлять этой машиной, во время взлета почувствовал, что двигатели ведут себя странно и решил не рисковать, прекратив взлет. Люди, которые готовились наблюдать за прекрасным полетом, вдруг увидели, что из правого двигателя Т-50 вырвали два огненных языка один за другим. Хотя потом СМИ и утверждали, что Сергей Богдан, летчик демонстрационного Т-50, совершил экстренную посадку на своем самолете, на самом же деле самолет даже не успел оторваться от взлетной полосы. После выброса тормозных парашютов он спокойно докатился до места остановки. Вот здесь самолету и летчику повезло, потому что будь взлетная полоса короче, трагедии было бы уже не избежать. А в остальном, как говорится, все хорошо, все хорошо…

Можно себе представить, что чувствовали в этом момент конструкторы самолета, ведь это косвенно наносит удар по их престижу, да и по престижу всей российской «оборонки». Раньше нас не уважали, а благодаря этой самой «оборонке» хотя бы боялись, потом перестали бояться, но стали хотя бы немного уважать, а теперь нас могут начинать и не бояться, и не уважать. Как то не очень хочется быть огородным пугалом, которого вороны облетают только «на всякий случай» перед тем, как начать клевать помидоры на огороде.

В общем, МАКС-2011 действительно преподнес много сюрпризов. Однако многие эксперты не склонны драматизировать. Они утверждают, что даже провал взлета Т-50 не станет фатальным. Самолету нужно, мол, дать возможность получить от конструкторов еще немало элементов комплектации, которые позволят ему проявить свои возможности в полной мере. После таких слов остается некое двоякое чувство: с одной стороны, вера в развитие авиации в стране непоколебима, а с другой – какой-то червячок не дает спокойно продолжать думать об этом. Кстати, зарубежные аналитики также не могут определиться, очередной ли это рекламный трюк русских или самолет Т-50, действительно, не полетел.

Одним из немногих плюсов 10-го МАКСа является лишь то, что вроде бы налажены продажи «Сухого-Superjet». По этим пассажирским самолетам заключены контракты на 1,5 млрд. долларов. Успешно прошли переговоры и заключены контракты на реализации МС-21. Итоговая сумма, полученная ОАК при продаже МС-21, составит 6 миллиардов долларов. В общем, свет в конце тоннеля брезжит. Будем надеяться на то, что трудности были временными…