http://tuofikea.ru/novelty

«Reuters»: афганцы находят убежище в России

Объявления на дари украшают скрипучие лифты одной из московских гостиниц, забитой афганскими торговцами и школьниками, нашедшими убежище на территории бывшего врага.

Россия не забыла длившуюся целое десятилетие войну, которая стоила жизни 15 000 советских солдат. Однако сейчас она вновь проявляет интерес к Афганистану и в качестве жеста доброй воли позволяет процветать местной афганской общине.

«Сейчас все не так, как было раньше, и русские нас радушно принимают», — говорит Гулам Джалал (Ghulam Jalal), возглавляющий Центр афганской диаспоры – организацию, которая помогает российским афганцам искать работу и сохранять язык и культуру.

Россию беспокоит усиление кровопролития в Афганистане в ходе войны, которую НАТО ведет с повстанцами-талибами. Поэтому Москва демонстрирует силу, предлагая для этой страны, граничащей с бывшей советской Средней Азией, которую Россия рассматривает как свою традиционную сферу влияния, деловые и строительные проекты.

Сейчас в России сложилась третья по величине в мире афганская община после Пакистана и Ирана, ставшая крупнейшей в стране диаспорой иммигрантов из государства, не входившего в бывший Советский Союз.

Лишь немногие из проживающих в России 150 тысяч афганцев, треть из которых живет в российской столице, находятся в стране нелегально, утверждает директор московского Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар (Omar Nessar). Он полагает, что это — своего рода «подарок».

«С течением времени в России практически не осталось афганцев без легального статуса. Я считаю это подарком», — говорит Нессар.

Российская Федеральная миграционная служба отказалась это прокомментировать, однако один из бывших кабульских парламентариев также считает, что Россия радушно приняла волну афганцев, бежавших от череды войн, чтобы обеспечить себе большее влияние в их стране.

«Незваные гости в стране никому не нужны. В данном случае присутствует явная политическая подоплека. Россия хочет подчеркнуть, что она – друг афганского народа и что ей можно доверять», — считает Нур-уль-Хак Улюми (Noor-ul Haq Olomi), недавно покинувший афганский парламент, депутатом которого он был шесть лет, чтобы заняться собственной политической партией.

Россия заинтересована в стабилизации обстановки в Афганистане, так как она опасается расширения повстанческих действий, а также недовольна тем, что из Афганистана на ее территорию постоянно идет поток героина.

Хотя Москва отказалась посылать своих солдат на идущую в Афганистане войну, она взялась за ряд инфраструктурных и гидроэлектрических проектов в стране, а также хочет заняться строительством в ней жилья, сообщил Reuters посол России в Кабуле Андрей Аветисян.

По его словам, сейчас между Афганистаном и Россией установились лучшие за 20 лет отношения.

Маленький Афганистан в Москве

Роскошный офис Джалала разместился в одной из расположенных на юге Москвы серых башен, составляющих гостиницу «Севастополь», в которой живут и работают 8000 афганцев. У них есть своя мечеть, свой телеканал и свои ежедневные газеты.

В гостинице имеется и школа, в которой дети учат два основных языка Афганистана – дари и пушту, а взрослые — русский.

В тысячах бывших гостиничных номеров беженцы продают китайскую электронику и мягкие игрушки. В воздухе витает запах свежевыпеченного афганского хлеба, в коридорах толпятся покупатели-россияне.

По каналу «Афган-ТВ» звучат песни на пушту.

Нахим, выходец из западного афганского города Герат, говорит, что Россия спасла его от невзгод жизни в Афганистане, в котором мирные жители несут тяготы затянувшейся на десятилетие войны с тех пор, как после 11 сентября США атаковали «Талибан» за то, что он предоставлял убежище «Аль-Каиде».

Текущий конфликт – лишь очередная глава жестокой новейшей истории страны: после того, как в 1989 году из Афганистана ушел Советский Союз, коммунистическое правительство рухнуло, что привело к борьбе между полевыми командирами и подготовило почву для прихода к власти талибов в 1996 году. За это время погибли, по-видимому, миллионы людей и еще миллионы покинули страну.

Нессар, возглавляющий московский аналитический центр, говорит, что приток афганцев в Россию продолжается последние три десятка лет.

Нахим, не сказавший своей фамилии, покинул Афганистан вместе с братом в 1998 году. Он был одним из многих афганцев, бежавших от деспотического режима «Талибана».

Сейчас ему 30 лет. Четыре года назад он ненадолго вернулся на родину, но то, что он там увидел, убедило его уехать обратно.

«Мы своими глазами видели, что там делают американцы, как бессердечно они себя ведут», — говорит Нахим, одетый в джинсы и кожаные сандалии, стоя в своем магазинчике, в котором он продает средство от комаров, цепочки для ключей и батарейки.

«Талибы могут вернуться. Даже если они будут не такими жестокими, как раньше, я не поеду обратно», — заявляет он на беглом русском.

В последнее время все чаще стала появляться информация о переговорах между талибами, представителями Запада и афганскими чиновниками, в ходе которых речь идет о мире и об участии «Талибана» в управлении страной. Тем временем Соединенные Штаты и НАТО готовятся к концу 2014 года уйти из Афганистана.

Страна становится все более опасным местом. По данным ООН, за первые шесть месяцев 2011 года в ходе связанных с конфликтом инцидентов погибли 1462 мирных жителя Афганистана. Это рекордное число с начала войны. Вину за 80% этих потерь ООН возлагает на повстанцев.

НАТО планирует передать ответственность за вопросы безопасности афганцам. В некоторых частях страны процесс перехода начался уже в прошлом июле. Многие афганцы боятся, что это не будет способствовать спаду насилия.

«Мы думали вернуться, но решили этого не делать, — говорит 12-летний Мохаммад, учащийся в местной школе и работающий в магазинчике электротоваров, который держат его родители. – Я никогда не видел свою родину и не хочу ее видеть. Там очень плохо».

Черноусый и свободно говорящий по-русски Джалал, глава Центра афганской диаспоры указывает на фотографии в рамках. На них запечатлен он, пожимающий руки российским чиновникам и афганским дипломатам.

Как и многие представители афганской элиты, во время оккупации Афганистана Джалал учился в Советском Союзе. Перед тем, как 18 лет назад во время гражданской войны бежать в Россию, он руководил северо-восточной провинцией Кунар.

По его словам, он часто встречается с российскими чиновниками по вопросам укрепления сотрудничества.

«Мы приехали сюда как беженцы, чтобы спасти своих детей, но в итоге остались здесь и помогаем другим, которые хотят сюда приехать», — говорит Джалал.