http://tuofikea.ru/novelty

Конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника

Свою актуальность, впрочем, этот документ потерял еще лет 15 назад.Как сообщало в начале августа агентство РИА «Новости», в наступающем сентябре Конгресс США может приступить к вопросу об отмене знаменитой поправки «Джексона-Вэника», уже не одно десятилетие отравляющей как торговые, так и политические отношения между США и Россией.

По правде говоря, тема отмены пресловутого «Джексона-Вэника» уже вызывает чувства, сравнимые с ощущаемыми при многократном пересказе бородатого и к тому же глупого анекдота. Однако кое-что придется все же напомнить. В 1974 году Конгрессом США была принята поправка конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока. Поправкой «Джексона-Вэника» запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии этим странам.

Наши либеральные СМИ и соответствующие публицисты обычно говорят, что она была принята как ответ на фактическое ограничение в социалистических странах на эмиграцию евреев. На самом деле, господа Джексон и Вэник, в отличие от отечественных либералов, не были столь этнически зациклены – они выступали против ограничений на эмиграцию в принципе (независимо от пресловутого «пятого пункта»). Не случайно действие поправки было распространено не только на страны Варшавского договора, но и на Китайскую Народную Республику и Социалистическую Республику Вьетнам – где, как известно, проблема еврейской эмиграции никогда особо остро не стояла.

К концу 80-х годов, в связи с распадом социалистического лагеря и «перестройкой» в СССР, в США стали приходить к выводу, что эта поправка свою актуальность потеряла. И с 1989 года в США решением президента ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ. Однако официально Конгрессом поправка так и не была отменена. Даже «друг Билл» Клинтон все, что смог сделать для своего «друга Бориса» Ельцина, – это в 1994 году своим указом дать РФ гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле, в связи с чем была устранена необходимость ежегодного подтверждения моратория на действие поправки.

Но для отмены самой поправки всем действующим американским администрациям требовалось твердое большинство в Конгрессе, а они его, обычно, не имели – и когда такой вопрос ставился, оппозиция взамен предъявляла какие-то свои условия, бесконечно далекие и от «Джексона с Вэником», и от советских евреев и прочих эмигрантов, зато весьма актуальные для нее и для администрации. Последняя, понятно, на уступки оппозиции по важным вопросам только для того, чтобы сделать приятное Москве, идти была не готова. Хотя сама Москва уступки на международной арене делала щедро и авансом.

К примеру, после трагедии 11 сентября 2001 года Владимир Путин не ограничился тем, что стал первым позвонившим Джорджу Бушу и выразившим соболезнования. Россия оказала прямую и весьма действенную помощь США по свержению режима талибов в Афганистане (силами Северного альянса, субсидируемого Москвой). И даже открыто санкционировала прямое американское военное присутствие в Средней Азии – чему до той поры резко противилась. Джордж Буш (признаем это) со своей стороны 18 января 2002 года обратился к Конгрессу с предложением отменить эту поправку – но получил от ворот поворот и больше особо не настаивал. Хотя Москва еще, в качестве аванса, ликвидировала свои базы в Камрани (Вьетнам) и особо раздражавшую американцев — в Лурдесе (Куба). Конечно, формально никто эти действия не связывал с отменой этой древней поправки – но их взаимосвязь очевидна. Иначе наши уступки выглядели бы еще более глупо – хотя вряд ли такое можно представить.

Тем не менее, все последующие годы вопрос об официальной отмене поправки «Джексона-Вэника» поднимался постоянно, даже главный раввин России, американский гражданин и хасид Берл Лазар, уже воззвал к американскому Конгрессу по этому поводу.

9 марта 2006 года американский посол в Москве Уильям Бернс заявил, что администрация США намерена добиться отмены поправки «Джексона-Вэника» в отношении России. В сообщении, которое вскоре было размещено на сайте посольства, говорилось, что поправки не имеют никакого практического действия на Россию. Также, 21 февраля 2007 года на пресс-конференции, проходившей в Москве, председатель международного комитета американского парламента Том Лантос заявил о готовности Конгресса США отменить эту поправку. О намерении Администрации США отменить эту поправку высказался 4 апреля 2007 г. и министр торговли США Карлос Гутьеррес. С аналогичным заявлением, кстати, тот же Гутьеррес выступил и четыре года спустя, в начале апреля 2011-го – и с теми же последствиями.

7 июля 2009 года на Российско-Американском бизнес-форуме, проходившем в Москве, президенту США Бараку Обаме в том числе были заданы вопросы о его отношении к поправке «Джексона-Вэника». Сергей Лавров, глава МИД России, заявил в частности, что «президент США Барак Обама признал, что это проблема американской стороны, понимает всю неловкость и заверил, что снятие поправки будет одним из приоритетов его администрации».

Впрочем, из той же администрации, несмотря на всю «неловкость», которую испытывает ее хозяин, так же регулярно звучали заявления противоположного характера. Так, на торговых переговорах по вступлению России в ВТО торговый представитель США Сюзан Шваб заявила: «В том, что касается «Джексона-Вэника» и нормальных торговых отношений с Россией на постоянной основе, то вопрос, который мне задают, это готова ли ВТО впустить Россию, и ответом является «пока нет». Увязывание этих двух вопросов – ВТО и «Джексона-Вэника» – вполне логично, поскольку без отмены поправки между Россией и США не будет установлен нормальный торговый режим, а без этого, по идее, нельзя вступить во Всемирную торговую организацию. По словам Шваб, РФ пока «медленно движется» к тому, чтобы стать членом ВТО – хотя, конечно, США «хотят видеть Россию полноправным членом ВТО и надеются, что Россия возьмет на себя те обязательства и обязанности, которые сопряжены с членством».

Правда, не так давно, в марте сего года в ходе визита в Москву пообещал добиться отмены этой поправки уже вице-президент США Джо Байден. Однако далее последовал сюрприз, о котором рассказывают «Новые известия». 19 апреля этого года в суд США был подан иск о незаконности поправки «Джексона-Вэника», инициированный гражданами США, директором Американского университета в Москве Эдуардом Лозаннским и представителем Американского института на Украине Энтони Сальвия. Возможно, ими двигали самые лучшие побуждения и они хотели через судебные механизмы заставить хоть как-то начать шевелиться американское законодательство. Однако на днях министерство юстиции официально потребовало отклонить иск Лозанского и Сальвия. Причем, уточним, что министерство юстиции – ведомство непосредственно подчиненное президенту Обаме, и здесь уж никак нельзя валить на республиканскую оппозицию Конгресса и Сената США.

«Неудивительно, что Обаме, при всем его желании, отменить поправку «Джексона-Вэника» не захотелось, чтобы минюст (читай в данном случае – президент) оказался на одной стороне с россиянами. Глава американского государства только-только с огромным трудом смог договориться с конгрессом о сокращении потолка госдолга. В этих условиях лишний повод для ссоры с республиканцами ему не нужен», – заявил изданию заместитель директора фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. «Можно сказать, что поправка «Джексона-Вэника» на сегодняшний день имеет скорее символическое значение. Не отменяя ее, американские власти как бы демонстрируют инвесторам: эту страну мы считаем недемократической», – полагает г-н Макаркин.

«Ответ, почему американские законодатели вдруг неожиданно взъелись на нашу страну, который дают эксперты, как правило, бывает на удивление прост: избирательная кампания. Атака на нашу страну и совпала со стартом предвыборной кампании Обамы, твердо намеренного, несмотря на падение рейтинга, сохранить президентское кресло, выиграв выборы 2012 года. В критических статьях о нашей стране, заполонивших издания, симпатизирующие республиканцам, прямо проводится мысль: политика в отношении России – это личный провал американского президента», — считает само издание.

Стоит, однако, напомнить, что и само издание, и политолог, отвечавший на его вопросы, придерживаются откровенно либеральной (и соответственно, проамериканской) ориентации, поэтому и рассматривают ситуацию преимущественно в излюбленном ими свете «недемократичности режима в России». Единственное, что справедливо – это то, что вопрос о пресловутой поправке тесно увязывается с проблемами собственно американской политики, и конечно, ее обострения накануне приближающихся президентских выборов 2012 года. Причем собственно к России (и характеру существующего в ней «режима») эти противоборства внутри американского истеблишмента имеют весьма опосредованное отношение. На самом деле Республиканская партия в Конгрессе США намерена увязать вопрос об отмене поправки «Дэксона-Вэника», который ставит администрация Обамы, с вопросом о торговых соглашениях США с Панамой, Южной Кореей и Колумбией.

Как сообщало РИА «Новости», лидеру демократического большинства в сенате Гарри Риду и спикеру палаты представителей республиканцу Джону Бонэру удалось добиться компромисса и согласовать тексты о ратификации этих соглашений, спор о которых «слоны» и «ослы» вели с середины нынешней весны. Дело в том, что Белому дому и конгрессу потребовались несколько месяцев, чтобы найти компромисс по вопросу поддержки американских рабочих, которые могут остаться без работы после того, как торговые соглашения США с Колумбией, Южной Кореей и Панамой вступят в силу. Именно эта проблема служила препятствием для начала процесса ратификации. Администрация пыталась инициировать введение новых гарантий пострадавшим от импорта из этих стран, однако Конгресс, требуя скорейшего утверждения соглашений, отказывался выделять дополнительные средства.

Срок действия федеральной программы помощи пострадавшим от неблагоприятного воздействия импорта (Trade Adjustment Assistance, TAA, реализуется совместно министерствами труда, торговли и сельского хозяйства США) истек еще в феврале, и новые меры поддержки парламентарии рассматривать отказывались. Однако Белый дом смог договориться о том, что парламентарии начинают рассмотрение и ратификацию важных для внешнеэкономической и торговой политики администрации соглашений, а та, в свою очередь, сможет включить пункт о продлении срока действия TAA в законопроект о ратификации торгового соглашения с Южной Кореей.

Согласно договоренности с конгрессом, Белый дом получил возможность продлить сроки финансирования программы TAA, а также продолжать компенсировать рабочим, в том числе прямыми платежами, потери от того, что их рабочие места будут «заняты» зарубежными специалистами.

Перспективы соглашений с Колумбией, Южной Кореей и Панамой в итоге не вызывают сомнений: спикер палаты представителей республиканец Джон Бонэр и ранее заявлял, что он и его партия, имеющая большинство в палате представителей, «готова к конструктивной работе». Кроме того, Бонэр ранее говорил, что администрация США «планирует добиться принятия конгрессом этих трех торговых соглашений и почти одновременно с ними — еще одного (по России), а также провести широкое обсуждение вопросов торговли и политики в области рабочей силы».

Ранее представители Республиканской партии заявляли, что планируют утвердить торговые соглашения до 1 июля 2011 года. Утверждение договоров с Колумбией, Южной Кореей и Панамой парламентарии поставили в качестве условия для рассмотрения законопроекта о торговле с Россией и отмене поправки «Джексона-Вэнника». При этом на этот вопрос наложился и еще один, куда более серьезный, кризис – поиски компромисса между Белым домом и республиканцами о пороге финансового дефицита, который удалось решить лишь за несколько часов до возможного объявления дефолта. Тогда точно ни республиканцам, ни демократам было не до судьбы пресловутого «Джексона-Вэника». Ну а 3 августа американские законодатели с чистой совестью удалились на каникулы, перенеся на начало сентября и вопрос о торговых соглашениях с Панамой, Колумбией и Южной Кореей, и соответственно, «Джексона с Вэником».

Так что, возможно, уже осенью эту одиозную поправку отменят. Ну а если и не отменят — тоже ничего страшного. И так этой «отменой-неотменой» морочат голову российскому руководству уже два десятка лет – это уже даже и не смешно. Тут поневоле вспомнишь известное высказывание генерала Лебедя: «Хватит ходить по миру, как козлы за морковкой! Пора державность блюсти! Научимся — у нас еще занимать будут». И пусть за покойным Александром Ивановичем немало грехов разной степени тяжести, с этим его заявлением, сделанным в начале июля 1992 года в пылающем Приднестровье, вряд ли кто решится поспорить. К тому же и морковка – муляжная, да и от старости скукожилась давно, так что надо быть полными козлами, чтобы на нее вестись.