http://tuofikea.ru/novelty

Ближний Восток: война на истощение

То, что сейчас происходит с Ливией и Сирией, позволяет предположить лишь две возможности. Либо попытки «кавалерийским наскоком» переформатировать два самых неудобных США государства в регионе потерпели явную неудачу, либо создание стабильно тлеющего очага входило в их планы с самого начала. Если судить по доступной информации, вероятности первого или второго варианта практически равны.

С одной стороны, без наземной операции взять под контроль Ливию силы НАТО не смогут. Раз при всех многомесячных бомбардировках у армии полковника Каддафи остались возможности обстреливать мятежников оперативно-тактическими ракетами Р-17, то становится очевидно — уничтожить силы ливийской армии исключительно ударами с воздуха сложно, а изрядно усиленные представителями западных «советников» повстанческие отряды неспособны действенно помочь авиации Альянса.

Симптоматичным выглядит то, что лояльные к мятежникам СМИ совершенно прекратили публиковать победные реляции о том, сколько танков, ракетных установок и прочей техники уничтожили отряды восставших. В начале ливийской войны такие репортажи появлялись регулярно, и при сохранении прежних темпов «уничтожения» армии Каддафи, итоговая численность подбитой бронетехники лоялистов достигла бы совсем невероятных цифр. Потому приходится ограничиваться скупыми сводками о том, что повстанческие отряды захватили некую стратегически важную деревню посреди пустыни. Впрочем, даже такие успехи оказываются весьма кратковременными, и лоялисты быстро восстанавливают положение вещей.

Переломить ситуацию может наземное вторжение. Но текст резолюции ООН не позволяет легализовать такой акт даже при самом вольном толковании (на данный момент противники Каддафи уже выжали из этого документа все, что только можно).

C другой стороны, наземная операция в дополнение к воздушной потребует куда больших затрат. Лишних денег на это у США и всего блока НАТО нет. Дефицит средств таков, что сейчас США приостанавливают свою помощь вооруженным силам Пакистана в размере 800 миллионов долларов. В отместку Пакистан попросил американцев покинуть авиабазу Шамси, на которой базируются ударные беспилотники ЦРУ. А вице-президент США Джо Байден лично отправился в Китай, убеждать китайское правительство в том, что экономика США — надёжна, и знакомить Пекин с мерами, которые принимают Соединенные Штаты для решения долговой проблемы. Судя по всему, беспокойство Китая, который является крупнейшим кредитором США на сумму 1,2 триллиона долларов, вызвало тревогу и в самих США. Иначе зачем же высылать столь авторитетного гаранта финансовой стабильности для успокоения Пекина?

Возможно, причина «подвешенности» Ливии и Сирии лежит исключительно в плоскости финансов. Так или иначе, США явно намерены перейти к несвойственной им затяжной войне на истощение. Затяжной — именно в милитаристском смысле, что касаемо атак информационных, то они только усиливаются. Каждый эпизод противостояния правительственных войск Сирии и мятежников получает яркое — и однобокое — освещение благодаря усилиям лидеров западного мира.

«Действия Башара Асада приведут к тому, что он вместе со своим режимом останется в прошлом, а сирийский народ сам определит свое будущее». Об этом заявил сегодня президент США Барак Обама в связи с сообщениями о жертвах во время штурма правительственными войсками Сирии подконтрольного мятежникам города Хама. Очень своевременная тональность, учитывая опубликованное недавно исследование The Bureau of Investigative Journalism. Согласно этому исследованию, только на территории Пакистана в результате ударов беспилотников только ЦРУ с 2004 года погибли 2292 человека, среди которых более 160 детей. По меньшей мере, 390 погибших были мирными жителями, но не исключено, что к мирному населению принадлежали 775 человек.

Жертвы — это всегда плохо. Но, как видно, есть жертвы среди мирного населения оправданные, возложенные на алтарь демократии и борьбы с терроризмом, а есть — неправильные, как в Сирии и Ливии. Похоже, Белый дом чётко различает две категории: «полностью оправданное» насилие американских военных против «туземцев» на другом конце планеты, с одной стороны, и жестокость властей занесенных в «черный список» государств по отношению к мятежникам — с другой.

«Я потрясен жестокостью правительства Сирии и насилием, которое оно совершает против собственного народа, — говорится в заявлении Обамы.- Сообщения из города Хама приводят в ужас и демонстрируют истинную природу сирийского режима». По словам Обамы, «президент Асад в очередной раз показал, что он совершенно не способен и не желает реагировать на законные требования сирийцев».

Но интересно, входили ли, например, бомбардировки НАТО в число «законных требований» ливийцев? Конечно, в определённые моменты перед камерами позировали некие «представители ливийского народа», целиком одобряющие авиаудары по территории своей страны.Но вряд ли находящееся в здравом уме большинство населения способно одобрить наведение порядка такими методами.

«Прибегая к пыткам, коррупции и террору», сирийский лидер идет против истории и собственного народа«, считает президент США. Однако, несмотря на весь наигранный ужас, который вызывает у Барака Обамы режим Асада, США намерены ограничиться исключительно информационным давлением и подковёрными интригами. «В предстоящие дни США продолжат усиливать давление на сирийский режим и работать с другими членами мирового сообщества над изоляцией правительства Асада и оказанием поддержки сирийскому народу», — добавил хозяин Белого дома.

Предполагаемую линию поведения в отношении Сирии подтвердила и госсекретарь Клинтон. По её словам, госдепартамент настаивает на осторожной риторике относительно Сирии, хотя эта осторожность весьма условна (назвать лидера другой строны «нелегитимным» — это в едва ли пример взвешенности в словах и оценках). «Мы не устанавливаем крайних сроков и не пытаемся решить проблему к какому-то установленному времени. Сейчас наша главная цель — сфокусировать внимание международного сообщества на том, чтобы осудить действия Башара Асада и усилить международное давление на него», — сказала Клинтон. Собственно, ничего другого и не остаётся. Мандат ООН на операцию в Ливии истекает в сентябре. И, кажется, операцию в Ливии тоже решили вести вполсилы. Освещая своё видение ситуации в Ливии, Клинтон заявила, что вопрос окончания гражданской войны и выступлений против полковника Муаммара Каддафи — это дело «стратегического терпения».

Понято, что если действовать в Сирии по ливийскому варианту, это будет выглядеть явным перебором. Так что остаётся исключительно риторика и новые санкции. 11 августа они были введены в отношении крупнейшего банка Сирии, Commercial Bank of Syria, а также телекоммуникационной компания Syriatel.

В который раз можно убедиться — заботы и чаяния манифестантов, хоть ливийских, хоть сирийских, волнуют Запад исключительно в одной плоскости. А именно — каким образом можно их использовать для безоговорочного устранения конкретных политических деятелей, вовсе не социальных бед и проблем с демократией. Даже если «неправильный» лидер идёт на реформы, которых от него требуют, и готов слушать ООН, в любом случае это ему не поможет. Лишь безоговорочное устранение Асада и Каддафи, политическое либо физическое, будет залогом положительной реакции со стороны США.

17 августа президент Сирии Башар Асад в разговоре с генеральным секретарём ООН согласился полностью прекратить все военные действия в отношении мятежников. На первый взгляд, эта договорённость представляется серьёзнейшим дипломатическим прорывом, который нужно использовать к дальнейшей общей пользе. Его и использовали, но в другую сторону. На следующий же день США, Великобритания, Германия и Франция призвали президента Сирии Башара Асада согласиться на требования оппозиции и уйти в отставку, Барак Обама объявил об аресте всех активов властей Сирии, а также наложил запрет на торговлю сирийской нефтью. Одновременно пояснив, что США не будут навязывать народу Сирии смену власти. Как в таком случае следует понимать призыв покинуть свой пост сирийскому президенту, известно, должно быть, лишь самому Обаме.

Очевидно, однако, что не вся деятельность по свержению «режима Асада» будет сводиться к давлению информационному. Ливанская военная разведка недавно перехватила партию из 1000 автоматов, которые были посланы некими «доброжелателями» в насыщенный мятежниками сирийский город Баньяс. Военные следователи Ливана говорят, что обнаружились связи между контрабандистами и ближайшим политическим окружением бывшего ливанского премьер-министра Саада Харири, которого поддерживают Соединённые Штаты и Саудовская Аравия.

Заодно госсекретарь Клинтон, в привычной ей манере, раздала «ценные указания» другим государствам, как им надлежит реагировать на происходящее. России следует прекратить продажу оружия в Сирию, а к давлению на Дамаск должны подключиться Китай и Индия. Она призвала Пекин и Дели сделать это, несмотря на то, что обе страны «являются крупными инвесторами в сирийскую экономику». Китай, уже потерявший к настоящему моменту 18-19 миллиардов долларов в Ливии, наверняка должным образом оценит требование госсекретаря США.

Все это называется в США «стратегией умной силы». Как пояснила Клинтон, этот принцип следует понимать как «первый среди равных». «Это именно тот вид миропорядка, который я хочу видеть: где есть не только США, которые несут потери и платят по всем счетам, расплачиваясь за всеобщие ценности, пока остальные стоят в сторонке, а где мы можем сказать, что США лидер во всем и мы ведем за собой остальных», — пояснила Клинтон. Другими словами — США будет лидером во всём, а платить за это и нести потери должны другие страны. Таково видение идеального мирового правопорядка глазами государственного секретаря США.

Заодно были пояснены и мотивы, по которым должен уйти Асад. «Если Турция говорит, что он должен уйти, если так говорит король Саудовской Аравии Абдалла, другие люди вторят им, режим Башара Ассада не может игнорировать это дальше. Вы знаете, что долгое время из-за вызовов, которые они (Сирия) нам бросали, мы не могли влиять на ситуацию, поэтому политика „умной силы“ здесь будет наиболее уместной», — пояснила Клинтон.

Между тем, согласно многим социологическим опросам, изрядный процент населения Земли недоволен ролью самих США в мировой политике. Прислушается ли госсекретарь Клинтон ко мнению этих людей?

Кроме того, есть как минимум одно государства региона, которое поддерживает Асада. Глава иранского парламентского комитета по иностранным делам Аладдин Боруджерди заявляет: «По вопросу Сирии у Ирана есть два варианта. Первый: отдать Сирию в лапы волка по имени Америка и дать силам НАТО атаковать Дамаск. Это означало бы, что в исламском мире добавится еще одна трагедия. Второй вариант — внести свой вклад в прекращение столкновений в Сирии. Интересы мусульманского мира диктуют нам, чтобы мы мобилизовались в поддержку Сирии в качестве центра палестинского сопротивления». Учитывая то, что Сирия — один из главных союзников Ирана и важная «буферная» зона — эти заявления можно рассматривать всерьёз. Речь идет о том, что в случае повторения в Сирии «ливийского сценария» Иран и «Хезболла», возможно, также вмешаются в конфликт, что придаст столкновению международный характер.

Противостояние США и сопротивляющихся им режимов исламского мира принимает позиционный характер. Его прямо называют войной на истощение, в которой победит тот, у кого будет больше политической воли, ресурсов и терпения. И главным стержнем этой драмы по-прежнему остаётся полковник Каддафи.