http://tuofikea.ru/novelty

Сергей Савельев: хобби быть лобби

Российский лоббизм все еще носит дилетантский характер. И давно уже идут разговоры о необходимости принятия закона о лоббизме, но дальше разговоров дело не идет. Теневой лоббизм является доходным бизнесом для довольно широкого круга деятелей, которые за большие деньги обещают заказчикам «договориться» с чиновниками. Особенность этого бизнеса в том, что «лоббисты» заинтересованы в максимальном усложнении решения вопроса со стороны чиновничьего аппарата.

Чем больше бюрократических препон, тем больше денег можно вытянуть из предпринимателей без гарантии конечного результата. Руководители многих отраслевых «лоббистских» организаций, по сути дела, являются агентами госбюрократии и действуют с ними в одной упряжке. Другими словами, российские «лоббисты» выполняют прямо противоположную функцию — вместо улучшения бизнес-климата в интересах предпринимателей, они помогают чиновникам выкачивать из них деньги.

Например, Союз Профессиональных Фармацевтических Организаций (СПФО), членами которого являются такие гиганты рынка, как АстраЗенека, Байер Шеринг Фарма, ГлаксоСмитКляйн, КРКА, Новартис, Пфайзер, Санофи Авентис и многие другие, на своем сайте обещает: «Легитимное представление интересов участников фармрынка в государственных органах». Но все «легитимное представительство» ограничивается письмами депутатам, «круглыми столами» и личным пиаром исполнительного директора СПФО Г.Ширшова в СМИ (за счет предпринимателей, естественно). Государство, как в советские времена, спускает сверху свои указания и директивы. Сказано «заморозить» цены — и точка. Приняли программу перехода фармпредприятий на международные стандарты GMP до 2014 года — и никаких дискуссий. А Ширшов в кулуарах раздает бизнесменам щедрые обещания, намекая на свои «чекистские» связи. Но эти «связи» подозрительно неэффективны. До того, как взять на себя бремя защиты российской фарминдустрии Ширшов трудился в советском туристическом бизнесе, потом переводчиком в офисе ООН в Узбекистане, затем начал «лоббировать» интересы табачной компании «Бритиш Американ Тобакко» на постсоветском пространстве, но лавров не снискал и нашел себе пристанище в СПФО.

На Западе лоббизм является развитой, современной индустрией и во многих странах эта деятельность регулируется законодательно. Тонкая грань между лоббизмом и коррупций в России многим представляется несущественной. Между тем, между лоббизмом и подкупом чиновников есть принципиальная разница. Для наглядности напомним сюжет американского фильма «Блондинка в законе-2». Героиня устраивается стажером в Конгресс США и по ходу фильма вступает в конфликт с лоббистами косметических компаний, которые выступают против запрета испытаний на животных. Блондинка решает выступить в роли лоббиста противников антигуманных опытов. Она мобилизует общественное мнение, в работу включаются многочисленные волонтеры. Кульминацией фильма является выступление блондинки перед конгрессменами с яркой речью. Ей удается убедить их своими аргументами, и лоббисты косметических компаний вынуждены признать поражение.

В этой легкой комедии проиллюстрированы основные принципы американского лоббизма.

Во-первых, это публичность. Лоббистская деятельность ведется открыто. Лоббист не скрывает, чьи интересы он представляет и предъявляет общественности свои аргументы.

Во-вторых, соревновательность. Лоббисту какой-нибудь компании или отрасли противостоит представитель общественной организации или другой лоббистской структуры.

В-третьих, решающее значение имеет позиция общества. Выигрывает тот, чью точку зрения поддержит общественное мнение.

Смысл этой системы прост — все законы и поправки к ним имеют своей целью общественное благо. Поэтому последнее слово должно принадлежать обществу. Государство лишь предоставляет площадку для споров и дискуссий. Поэтому деятельность лоббистов напоминает судебное заседание. Общественное мнение — это своего рода «суд присяжных», который выносит окончательный вердикт.

Для бизнеса такая система тоже выгодна, поскольку позволяет свести к минимуму волюнтаризм чиновников. Американские лоббистские структуры укомплектованы высокопрофессиональными юристами, специалистами по работе с прессой, спичрайтерами и т.д. В Вашингтоне есть целая улица, на которой располагаются лоббистские конторы с символичным названием «Кей-стрит» («кey» по англ. «ключ»). Сами американцы называют ее «ключом» к Белому дому и Конгрессу США. Налогообложение, таможенные пошлины, технические регламенты, стандартизация продукции и масса других вопросов не решаются в США без участия лоббистских структур. Они выступают адвокатами бизнеса перед государством и обществом. За что и получают вознаграждение.

В России же до сих принято «решать вопросы» с «черного хода». Конверты и чемоданы с «кэшем» российские «лоббисты» заносят нужным чиновникам. Один неудачливый «лоббист» даже использовал для доставки денег коробку из-под торта. Но, видно, коробка была небольшая, и его сдали милиции. Когда чиновников размер «коробки» устраивает, они решают вопрос, а через какое-то время издают новую инструкцию и снова надо готовить деньги, чтобы обойти очередную бюрократическую препону.

Таким образом, российские «лоббисты» еще больше усложняют предпринимателям условия ведения бизнеса. Разорвать этот замкнутый круг можно только легализацией лоббистской деятельности по примеру американцев. «Лоббистам» советской закалки вроде Г.Ширшова должны прийти на смену легальные, профессиональные лоббисты, российские «блондинки в законе». Пока же воз и ныне там. Блондинки есть — лоббистов нет.