http://tuofikea.ru/novelty

«Новый русский» политик Михаил Прохоров

Лидер «Правого дела» Михаил Прохоров в дни двадцатилетия августовского путча 1991 года высказал неожиданную мысль: жаль, что «новые русские» не стали правящим классом. В отличие от остальных либералов, он не стал даже переживать в связи с тем, что страна не вполне оказалась готова воспользоваться плодами так называемой демократической революции. Судя по всему, Прохоров четко и откровенно высказал претензию на власть в стране тех, кто «поднялся» в «лихие девяностые».

Лидер «Правого дела» отмечает, что, с его точки зрения, события 1991г. можно рассматривать как буржуазно-демократическую революцию. «Те, кто пришел на смену партийной номенклатуре, были «прародителями» нового класса – буржуазии, хотя и не обладали в то время необходимым атрибутом в виде капитала», — пишет он.

И уже в этом утверждении лидера «правых» кроется первое противоречие. Ведь все знают, что отнюдь не первые кооператоры, вроде Михаила Ходорковского или других представителей этого слоя людей, пришли защищать Белый дом. Юные кооператоры сплошь были выходцами из комсомольской номенклатуры – и они-то в итоге и стали, смешавшись с криминалитетом, по мнению большинства специалистов, пресловутым классом «новых русских».

На защиту же так называемых демократических идеалов выходили люди совсем иные. В первую очередь, инженеры и творческая интеллигенция. Отнюдь не «ларечники», не новая «буржуазия». Именно они не сумели воспользоваться в полной мере плодами своей демократической революции, во многом как раз потому, что «новые русские» занялись «зашибанием деньги», едва не угробив страну уже к концу 1990-х годов.

К счастью, полностью властью эта условная «буржуазия» так и не завладела и тут трудно не согласиться с Михаилом Прохоровым, который отмечает, что «новые русские» так и не стали новым правящим классом ни в России, ни в бывших республиках Союза. Но произошло это, заметим, не потому, что «буржуа»-кооперативщики не интересовались государством. Это было связано с тем, что государством они интересовались только с точки зрения извлечения личной выгоды, наплевав на его интересы. А при таком подходе возможны только два варианта – или развалить страну, или потерять власть. И, к счастью, в 1990-е довольно быстро произошло второе.

Прохорову эти трансформации, разумеется, не нравятся и он, выбрав для себя образ трибуна «новых русских», их осуждает. «Мы все по-прежнему уповаем на сильного президента. В нашем сознании – или в коллективном бессознательном – превалирует идея монархии», — порицает он граждан России. И поучает их, что «страна – слишком сложная система, чтобы ей мог править один человек. Субъектов власти должно быть множество».

То есть, видимо, как это было даже не в конце, а в самом начале правления Бориса Ельцина, когда по РСФСР шел «парад суверенитетов», любой «народно избранный губернатор» мог послать президента страны куда подальше, а жителей «национальных» регионов заставляли учить новые «государственные» языки помимо русского. В этих условиях, «новым русским», разумеется, было удобнее функционировать – все и всё продавались и покупались (в первую очередь чиновники) за сравнительно небольшие деньги. Вести бизнес (не соблюдая никакие законы) тоже не представляло никаких проблем. При этом, можно было находиться около власти, но в саму власть не идти.

В чем, полагают видимо теперь «новые русские» и была их главная ошибка. Власть они так до конца и не взяли, а через какое-то время и вовсе потеряли ее. Структура управления выстроилась, и нельзя было больше воспользоваться всеобщим бардаком. И «новым русским» стало в России тяжело, причем настолько, что они решили, видимо, все же идти во власть, осознав свои прошлые ошибки.

Но только момент, вероятно, упущен и упущен безвозвратно. «Правое дело», сколько ему заблагорассудится, может декларировать ценности так называемой «новой буржуазии», но уже даже современные предприниматели вряд ли захотят объединяться с «ларечниками» родом из девяностых. Не говоря уж про рядовых избирателей. Так что перспективы «партии 1990-х» незавидны, особенно если ее лидеры и дальше будут «радовать» россиян подобными откровенными заявлениями.