http://tuofikea.ru/novelty

«Мистрали» придут с исходными кодами

Представители России и Франции подписали в Петербурге контракт на покупку двух десантных вертолетоносцев для нужд отечественного ВМФ; контракт предусматривает и передачу России технологии по боевым информационным управляющим системам. Стоимость сделки оценивается в 1,2 млрд евро

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — Продлившаяся почти три года эпопея вокруг покупки десантных вертолетоносцев класса «Мистраль» для ВМФ России близится к завершению. Контракт между Россией и Францией на поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков для нужд министерства обороны РФ подписан в пятницу в рамках Петербургского экономического форума в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева. С российской стороны контракт подписал гендиректор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин.

Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий заявил, что наличие в боевом составе ВМФ России кораблей типа «Мистраghjlль» позволит значительно повысить эффективность управления силами разнородных группировок ВМФ в составе межвидовых группировок в морских и океанских зонах. «Интерес к кораблям подобного класса объясним, как ввиду его уникальных тактико-технических характеристик, так и многофункциональности его применения», — сообщил Высоцкий журналистам в пятницу. Он отметил, что на сегодняшний день десантный вертолетный корабль-док (ДВКД) «является одним из самых быстро развивающихся типов боевых надводных кораблей».

Военачальник отметил, что «Мистраль» спроектирован и построен как «корабль проецирования силы и управления» (force projection & command vessel). Поэтому нельзя рассматривать этот корабль только как исключительно десантно-высадочное средство», — сказал военачальник. Применяемые технологии строительства подобных кораблей позволяют интегрировать в существующий проект российские системы вооружения, включая отечественные десантно-высадочные средства и палубную авиацию, отметил Высоцкий. «Данный корабль может быть использован в качестве корабля управления, координирующего действия группировки, развертываемой в любых районах Мирового океана для решения миротворческих и гуманитарных задач. Причем возможности для оказания гуманитарной помощи населению превышают по своим техническим показателям действующие сегодня корабли и суда в России в несколько раз», — заявил Высоцкий. Именно эти качества кораблей типа «Мистраль» позволяют говорить о необходимости и целесообразности их применения в составе российского ВМФ по всему спектру задач сил общего назначения (СОН) в мирное и военное время.

Со своей стороны, высокопоставленный источник в Минобороны РФ заявил, что «эти корабли будут использоваться для обеспечения безопасности дальневосточного региона, в том числе для поддержки группировки войск на Курильских островах». По его словам, вертолетоносцы будут базироваться во Владивостоке — главной базе Тихоокеанского флота. Для этого будет проведен комплекс работ по подготовке соответствующей инфраструктуры.

Стоимость контракта на поставку «Мистралей» 1,2 млрд евро, сообщил в пятницу журналистам директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин. Он опроверг при этом утверждение, что французская сторона потребовала 80% средств перевести как предоплату.

Сделка, заключенная сегодня в Cеверной столице, фиксирует договоренности сторон по основным финансовым, техническим, технологическим и временным позициям. В дальнейшем переговоры будут продолжены: ожидается подписание целого ряда дополнительных соглашений к контракту, касающихся уточнения деталей, в частности, вопросов передачи технологий, поставки различного оборудования, адаптации на вертолетоносец российского вооружения.

О том, что Минобороны РФ намерено объявить тендер на покупку вертолетоносцев, стало известно в сентябре 2009 года. Тогда предполагалось, что российские военные будут выбирать из нескольких кораблей примерно одного типа, производимых во Франции, Испании и Нидерландах. Вскоре, однако, выяснилось, что главным кандидатом на покупку является именно «Мистраль», производимый французской DCNS совместно с STX Europe — европейским подразделением южнокорейского промышленного конгломерата STX.

Вертолетоносец полным водоизмещением 21,3 тыс. т (32,3 тыс. т при затопленном доке) способен развивать скорость в 18,8 узла (35 км/ч). Длина корабля составляет 199 м, ширина — 32 м, осадка — 6,3 метра. Дальность плавания на скорости 15 узлов — 19,8 тыс. километров. Экипаж состоит из 160 человек, в том числе 20 офицеров. Вертолетоносец способен принять на борт до 450 человек десанта и 59 сухопутных транспортных средств (в том числе 13 танков). Для высадки могут быть использованы 16 тяжелых или 35 легких транспортных и штурмовых вертолетов, шесть из которых могут одновременно находиться на палубе, а также четыре катера или два быстроходных судна на воздушной подушке. Вооружение «Мистраля» состоит из двух установок ПВО Simbad по две ракеты в каждой, двух пушек калибра 30 мм и четырех крупнокалиберных пулеметов.

Российское экспертное сообщество практически сразу встретило идею в штыки. Критики указывали, что ВМФ России корабли такого типа, предназначенные для дальних экспедиций, ни к чему. Спорной был и планы постройки части кораблей на российских верфях — специалисты указывали, что отечественные судостроители просто не в состоянии выпустить столь сложный корабль, не сорвав сроки.

Разъяснения по поводу того, для чего российскому флоту сразу четыре «Мистраля», военное ведомство дало в апреле прошлого года. Замминистра обороны по вооружению Владимир Поповкин заявил, что корабли нужны Москве для обеспечения безопасности спорных островов Курильской гряды, а также Калининградского эксклава. Как пояснил замминистра, наличие «Мистралей» лишило бы Россию необходимости постоянно держать на указанных территориях крупные группировки войск.

Кроме того, значительный интерес Минобороны РФ проявляло и к установленной на «Мистрале» системе тактической информации SENIT-9, не имеющей российских аналогов. В частности, главком ВМФ Владимир Высоцкий осенью прошлого года заявлял, что «если «Мистраль» находится, допустим, в Индийском океане, то у него будет вся информация по Атлантике, по Арктике, по кому угодно просто». Впрочем, технологию производства системы Париж Москве передать отказался.

У продажи вертолетоносцев России были и политические противники. Главным из них оказался Тбилиси. В частности, в октябре прошлого года госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявлял, что в случае включения в состав Черноморского флота вертолетоносец значительно облегчит России вторжение в Грузию. Обоснованность опасений Якобашвили невольно подтвердил и Владимир Высоцкий, заявлявший в частности, что при наличии у российских военных «Мистраля», то, на что в августе 2008 г. «ушло 26 часов», можно было бы сделать «за 40 минут». Угрозу в покупке корабля увидели и в Прибалтике. Так, командующий силами обороны Эстонии Антс Лаанеотс в ноябре 2009 г. сообщил, что включение десантного корабля в состав Балтийского флота может представлять серьезную опасность для его страны.

Межправительственное соглашение о приобретении для российского флота четырех «Мистралей» было подписано 25 января этого года. Документ в присутствии президента Франции Николя Саркози подписали российский вице-премьер Игорь Сечин и министр обороны Франции Ален Жюппе. Церемония состоялась на борту строящегося во Франции третьего корабля этого класса Dixmude (два предыдущих вертолетоносца — Mistral и Tonnerre — был спущены на воду в 2004 и 2005 годах).

Тогда было заявлено, что первый из «Мистралей» российские моряки должны будут получить к концу 2013 года. Как ожидалось, производство вертолетоносцев будет постепенно переноситься из Франции в Россию — сообщалось, что первый корабль будет построен российскими судостроителями на 20%, второй — на 40%, третий — на 60%, а четвертый — на 80%. Предполагается, что последние два корабля будут сооружены в России.

Споры о цене кораблей продолжались до начала июня 2011 года. Как сообщил «Коммерсанту» несколько дней назад источник, знакомый с ходом переговоров, российская сторона рассчитывала заплатить за два корабля 980 млн евро (причем в эту сумму рассчитывали включить и технологии, необходимые для производства SENIT-9), тогда как Париж настаивал на цене в 1,15 млрд евро. В результате стороны сговорились на цене в 1,2 млрд евро, причем? как утверждал источник газеты, передача технологий в условия сделки не вошла.

Сегодня эта информация была опровергнута. Как заявил журналистам глава Объединенной судостроительной компании Роман Троценко, Франция изъявила готовность передать России технологии, и в частности, по боевым информационным управляющим системам. «Французская сторона пошла на беспрецедентный уровень сотрудничества по передаче технологий и передает технологии, в том числе исходные коды программного обеспечения по боевым информационно-управляющим системам, системам связи», — сообщил Троценко.