http://tuofikea.ru/novelty

Послужит ли перепись-2012 насильственной украинизации?

В следующем году в Украине должна состояться перепись населения. Если бы это было просто плановое и рутинное мероприятие, как проходившие в СССР в 1959-1989 годах переписи, то мы бы просто могли в букмекерских конторах делать ставки на некоторые из ее результатов, но, увы, не всё так просто.

Издавна к переписям населения существовало настороженное отношение. Именно за проведение переписи Господь лишил своей милости царя Давида, а на его подданных наслал язву, уморив насмерть семьдесят тысяч ни в чем не повинных подданных (1-я книга Паралипоменоне, глава 21). Составленная при Вильгельме Завоевателе «Книга Страшного Суда», где переписаны все тогдашние налогоплательщики Англии, закрепила отъем земельной собственности у англосаксов и передачу ее нормандским рыцарям и их потомкам. На Руси переписи податного населения стали проходить с 1245 года, когда великие князья Ярослав Всеволодович и Данила Романович решили разобраться, сколько дани оставить себе, а сколько отдать хану.

Таким образом, население стали пересчитывать с фискальными целями. C петровских времен эта процедура стала называться ревизией, а ее результаты — ревизскими сказками. На одном из заседаний Сената Екатерина Великая подняла вопрос о численности населения России: «Великое государство не может без учёта населения жить… Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Как же мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных?»

Народ ревизий не любил, бежал с оседлых мест с детьми, скотиною и пожитками потому, что для проведения ревизии сначала в провинции засылают команды воинские, которые силой удерживают людей на местах, а уж потом наезжают чиновники и начинают перепись. Екатерине дали понять, что бежит народ из-за того, что команды воинские и чиновники мучают людей поборами да побоями… На это государыня заявила: «Я бы на их месте тоже бежала!» Императрица решила, что лучше напрямую оповестить местные власти, чтобы «без посылки военных и без разведения страхов с каждой деревни собрать в письменном виде данные о наличном числе жителей». Выдающимся событием была всероссийская перепись 1897 года. Тогда в дом к вашему прадедушке могли запросто заглянуть А.П. Чехов и И.А. Бунин и подробно опросить «о делах наших скорбных». Сам государь-император, отвечая на вопрос о роде занятий, четко обозначил: «Хозяин земли русской». Первая советская полномасштабная перепись 1926 года позволила оценить урон от войн, революций, голода и эмиграции и, отметив высокий естественный прирост населения, дала власти повод для самоуспокоенности.

Тогда же решили сократить количество русских не только с помощью расстрелов и лагерей. В «Пояснительных замечаниях и инструкционных указаниях» (Всесоюзная перепись населения 1926. Т. IX. РСФСР. М.: 1928. С.201-209. Т.XVII СССР. М.: 1929. С. 97-105) по вопросу о народности было указано: «К вопросу четвертому»: «Здесь отмечается, к какой народности причисляет себя отвечающий. В случаях если отвечающий затрудняется ответить на вопрос, предпочтение отдается народности матери. Так как перепись имеет целью определить племенной (этнографический) состав населения, то в ответах на вопрос 4-й не следует заменять народность религией, подданством, гражданством или признаком проживания на территории какой-либо республики. Ответ на вопрос о народности может и не совпадать с ответом на вопрос 5-й о «родном языке»». «Хотя термин «народность» и поставлен с целью подчеркнуть необходимость получения сведений о племенном (этнографическом) составе населения, все же определение народности предоставлено самому опрашиваемому, и при записи не следует переделывать показаний опрашиваемого. Лица, потерявшие связь с народностью своих предков, могут показывать народность, к которой в настоящее время себя относят». (Циркуляр № 10).

«Следует иметь в виду, что инородец — это признак прежнего сословия, который отнюдь не должен подменять собою понятия «народности» и поэтому не может служить ответом в вопросе о народности». (Циркуляр № 10). 2) «Для уточнения записи об украинской, великорусской и белорусской народностях в местностях, где словом «русский» определяют свою народность представители трех этих народностей, необходимо, чтобы лица, называющие при переписи свою народность «русский», точно определяли, к какой именно народности: украинской, великорусской (русской) или белорусской они себя причисляют; записи «русский» и «великоросс» считаются тождественными». (Циркуляр № 14). По окончании переписи, в стадии контроля переписного материала, не допускалось никаких исправлений или пополнений записи в личных листках о народности (и о родном языке), кроме следующих случаев (в городских поселениях): «В отношении пополнения и исправления ответов на отдельные вопросы «личного листка» производится только следующее: в случае отсутствия в «личном листке» ответа о «народности» детей, родители которых принадлежат к одной народности, следует к той же народности относить и детей. Если родители принадлежат к разным народностям, то, при отсутствии записи о народности в «личном листке» кого-либо из их детей следует восполнить пропуск по народности матери. Если ответ на вопрос национальность был русский/ая, то задавался уточняющий вопрос — «из каких русских?», и если ответ был «из малороссов», писали «украинец». Так украинцы заселили Новороссию безо всяких массовых миграций. И получилось, что переехавшие в Москву тетушки моей мамы остались русскими, а мой дед в Харькове был произведен в украинцы.

Дальнейшие переписи советского времени (если не считать трагически оборванной обработки результатов 1937 и 1939 годов) проводились достаточно добросовестно: фиксировали рост населения городов, доходили почти до каждого гражданина (в 1989 году меня переписали дважды — со слов родителей в Харькове и соседа по общежитию в Москве). А вот дальше… Каждый, кто ходит по улицам Харькова, Донецка и даже Киева, услышит мову только из репродуктора, но всеукраинская перепись 2001 заявляет совсем иное. Оказывается, 85,2 % всего населения Украины назвали родным язык своей национальности (в 1979 — 88,5 %).

Большинство населения республики (32,6 млн чел.) говорит на украинском языке. Численность украинцев, назвавших родным языком язык своей национальности, превышает 85,2 % (в 1979 — 93,5 %). На украинском языке говорят десятки тысяч русских, большинство поляков, значительная часть чехов, словаков, молдаван, румын и других народов. Удельный вес русских сократился с 22,07% до 17,28%. Замечу, что в отличие от еврейской «большой алии», буквально изменившей до неузнаваемости кварталы многих наших городов, русские массово в Белгород и Воронеж не бежали. Что же заставляет нас, вслед за Станиславским, уверенно сказать «Не верю!» и усомниться в добросовестности организаторов всеукраинской переписи? Ответ в переписном листе: «5. Ваше этническое происхождение (национальность, народность или этническая группа) 6. Ваши языковые признаки (родной язык; если Ваш родной язык не украинский, укажите, владеете ли свободно украинским языком; другой язык, которым Вы свободно владеете)».

Таким образом, задавая вопрос 6 не по-русски, ответ получали в силу стереотипа, насаждавшегося все советские и постсоветские годы. «Родной язык» предполагал бесконечное количество вариантов ответа, а «рідна мова» запрограммирована на понятно какую однозначность. Точно так же и вопрос 5 требовал наводящих: «русский» — это одно, а «росіянин» — гражданин соседнего государства. Чтобы избежать некорректных вопросов и ответов, вопросы анкеты должны быть продублированы на русском и на мове, а вопрос о родном языке должен выглядеть так: «Ваши языковые признаки (родной язык [язык общения в семье, по месту работы]; укажите, владеете ли свободно украинским, русским языками; другой язык, которым Вы свободно владеете)».

А еще стоит поддержать инициативу пропагандировать среди русскоязычных граждан Украины идею назвать себя на переписи-2012 русскими, чтобы выбить из рук националистов аргумент об украинцах как единственной государствообразующей нации.

«Это здравая идея, — говорит народный депутат коммунист Евгений Царьков. — Надо объяснять людям, что если они стоят на позициях защиты русского языка, то должны сделать что-то для этого. К примеру, на основании того, что по итогам переписи-2001 Одесскую область назвали украиноязычной, в Одессе при Викторе Ющенко осталось всего две русских школы! Впрочем, после 5-7 лет украинизации, когда украинский язык стал вызывать отторжение, я думаю, разъяснять особо и не нужно», — пояснил свою мысль народный депутат (1). Я так и поступлю, и таким образом исправлю ошибку своего деда 1926 года.