http://tuofikea.ru/novelty

Иран не Ирак: в него пришла Россия, а не США

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил: запуск атомной электростанции (АЭС) в иранском Бушере планируется в ближайшее время, сроки согласуют атомные ведомства России и Ирана.

У Бушерской АЭС трудная история. Электростанцию начала строить германская компания Kraftwerk Union AG ещё в 1974 году, однако после исламской революции в Иране 1979 года проект был остановлен.

В 90-х годах была достигнута договорённость, что завершение строительства будет осуществлено с помощью российских специалистов. Ожидается, что АЭС обеспечит 40% всей потребности Ирана в электричестве.

Строительство велось под шквалом критики и подозрений со стороны США. Вашингтон изначально поставил под сомнение потребность Ирана в развитии мирного атома. Сделано это было почти с открытой издёвкой. Мол, зачем иранцам атом, когда у них есть нефть?

В первую очередь подозрения всегда касались собственных разработок Ирана и его попыток получить ядерное топливо. Однако и строительство электростанции с помощью российских специалистов вызывало «нарекания». Правда, впоследствии, когда стало ясно, что топливо в реакторах будет российское, официальная позиция госдепа смягчилась.

Но влиятельные «ястребы» продолжали атаковать. Так, бывший замгоссекретаря и постпред США при ООН Джон Болтон заявлял, что скорый запуск Бушерской АЭС означает потерю Израилем шанса пресечь иранскую ядерную программу.

«Если Израиль хочет это сделать, то он должен действовать немедленно и разбомбить построенную россиянами АЭС в течение нескольких дней», – советовал дипломат. Он высказывал мнение, что Бушерская АЭС даёт Тегерану «второй путь к созданию атомного оружия в дополнение к дообогащению урана»…

На минувшей неделе президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что у его страны нет финансовых разногласий с российской государственной корпорацией «Росатом» по обеспечению строительства АЭС в Бушере и задержки запуска станции не будет.

Что не менее важно, Сергей Лавров также сообщил, что Тегеран заинтересовался предложенной Россией программой поэтапного урегулирования иранской ядерной проблемы. «Наши иранские партнёры проявили живой интерес к данной инициативе. Рассчитываем, что в ближайшее время мы сможем возобновить переговоры в формате между Ираном и шестёркой международных посредников», – сказал глава российского МИДа.

Итак, в ближайшей перспективе – открытие атомной электростанции и возможное возобновление переговоров по одной из сложнейших проблем повестки дня международной политики.

Россия взяла на себя смелость прийти в Иран, захватив позитивный энергетический проект и идею мирного обсуждения любых проблем. В итоге – обоюдная выгода и снятие многих противоречий. Заметим, мы не стремились навязать Тегерану собственные представления о «демократии», как и том, какие политические порядки должны быть установлены в Исламской республике Иран.

Это слишком контрастирует с тем, что произошло по соседству.

Столь долго выражавшие озабоченность химическим оружием Ирака США ворвались в него, как вооружённые оккупанты, чтобы под дулами винтовок «строить демократию». Результат известен: страна лишена всяких перспектив, погибли сотни тысяч иракцев, а те, что выжили, начинают забывать про электричество, иные блага цивилизации и даже спокойный сон.

Три дня назад здесь вновь произошла серия терактов – сразу 37 нападений, погибли более 70 человек, более 300 были ранены.

Тем временем, Вашингтон по-прежнему озабочен поиском оружия массового поражения на Ближнем Востоке. Его ядерный вариант Белый дом хотел бы видеть в Иране.

Зачем? По-видимому, чтобы так же, как в Ираке, «установить демократию» на свой лад. Например, отдать страну на откуп мародёрам и террористам, поделив предварительно нефть. А заодно разбомбить Бушерскую АЭС, по совету старика Болтона.

К счастью, для Тегерана международная обстановка несколько изменилась. Не последнюю роль здесь сыграла позиция России, настроенной на сохранение стабильности в регионе и расширение своего влияния. Конечно, в качестве энергетической державы, но никак не мирового рейдера.