http://tuofikea.ru/novelty

«План Лаврова» вместо санкций ООН

16 августа 2011 года мировые СМИ поведали о том, как президент Исламской республики Иран (ИРИ) Махмуд Ахмадинежад принял предложения российской стороны по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы этого государства.

Суть инициативы, которую в июле выдвинул министр иностранных дел России Сергей Лавров, заключается в поощрении Тегерана частичным послаблением санкций каждый раз, когда тот будет выполнять необходимые требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). «План Лаврова» стал актуальным решением для тупиковой ситуации, ставшей итогом переговоров между Ираном и странами «шестёрки», которые являются международными посредниками по решению ядерной проблемы в этой республике.

Следует напомнить, что атомная энергетика появилась в Иране в середине 1950-х годов и развивалась при активном участии США. В период с 1967 по 1977 год интерес к развитию «мирного атома», помимо Вашингтона, стали проявлять Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, а также ФРГ. Но после Исламской революции 1979 года работы в этой сфере прекратились, и иностранные специалисты покинули страну. Следующий виток развития ядерных технологий начался в начале 1990-х годов при поддержке России и Китая.

Первые серьёзные конфликты, спровоцированные развитием атомной отрасли в Иране, возникли в октябре 2009 года, когда Исламская республика отказалась от предложения проводить дообогащение урана в РФ. Это вызвало вал критики со стороны стран Запада. Помимо этого, в течение последних лет Совет Безопасности ООН принял несколько резолюций по ядерной программе ИРИ. Последняя подобная резолюция от 9 июля 2010 года стала причиной резкого ухудшения отношений между Россией и Ираном. Руководство России поддержало международные санкции против Тегерана отказавшегося предоставить МАГАТЭ всю информацию о предполагаемой военной составляющей его атомной программы. По этому поводу Дмитрий Медведев тогда заявил, что Иран «близок к созданию ядерного оружия». В ответ президент Махмуд Ахмадинежад обвинил российские власти в том, что они «играют в американском спектакле».

Но этим летом напряженность двухсторонних отношений значительно уменьшилась. Лидеры двух стран провели переговоры в рамках саммита ШОС в Астане. Кроме того, в ИРИ побывали министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев и глава ФСКН Виктор Иванов. В интервью «Коммерсанту» представители МИД РФ пояснили, что упоминаемый выше «план Лаврова» — не письменно оформленный документ, а ряд предложений. Именно для их обсуждения будут проводиться переговоры российских чиновников с иранскими коллегами.

Эксперты по-разному оценивают перспективы данного замысла. Например, глава российского Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает, что такая инициатива способна «привести к долгожданному прорыву» в разрешении разногласий вокруг ядерной проблемы. «Этот план очень своевременен, он как свет в конце туннеля», — добавляет он.

По мнению же директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, российская сторона лишь стремится предотвратить вооруженный конфликт. «Если Иран будет доведен до черты, например посредством перманентного ужесточения санкций, и приступит непосредственно к созданию ядерного оружия, то сможет это сделать за несколько месяцев. Остановить его можно будет только силой. Россия ищет иные пути решения проблемы», — разъяснил Евсеев.

Представители других государств, в частности США, одобрили действия РФ. Официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд заявила, что Вашингтон приветствуют любые усилия России, направленные на изменение позиции Ирана. По ее словам, разрешение этого кризиса остается приоритетом внешней политики её страны. «Поэтому мы работаем с Россией и хотели бы видеть, что русские могут добиться какого-то прогресса в отношении Ирана», — отметила Нуланд.

Однако, как утверждают российские дипломаты в частных беседах, их западные коллеги не верят, что инициативы Лаврова почти нет шансов на успех. И единственной эффективной мерой является дальнейшее ужесточение санкций.

Принесёт ли этот план конкретные результаты или нет, покажет только время. Но сейчас ясно одно: Россия продемонстрировала другим странам способ мирного разрешения международных конфликтных ситуаций. А это значит, что наша страна, в контексте иранской атомной проблемы, стала выглядеть более презентабельно, чем США, которые демонстрируют лишь свое упрямство и стремление решать все споры военным путем.