http://tuofikea.ru/novelty

«Матвиенко, в отличие от Яковлева, в топонимику не вмешивалась»

Приветствую всех читателей моего блога. Как и многие жители России, в августе я отдыхал. Ездил вместе с семьей по проторенной дорожке — в Болгарию. Мы уже настолько привыкли к этой стране, что не хотим ничего другого.

Ну и самое главное, моему сыну Ивану там очень нравится. Ему семь с половиной лет — уже вполне солидный для ребёнка возраст, так что его мнение мы с женой учитываем, тем более, если оно не идёт вразрез с нашим.

В общем-то, все члены Бюро топонимической комиссии сейчас в отпуске. Один на даче отдыхает, другой — уехал в Финляндию. Так что пока поделиться топонимическими новостями с вами не могу.

Сейчас город словно бы замер в ожидании нового губернатора. Ну а пока можно подводить первые итоги правления Валентины Матвиенко. Честно говоря, мне совсем не жалко, что она уходит. Все-таки она у нас уже довольно давно, и пора дать свежую кровь, свежее дыхание. Нам, топонимической комиссии, на нее жаловаться нельзя. За все время своего губернаторства она не вмешивалась в нашу работу, не принимала самовольных решений, чем грешил, скажем, ее предшественник.

Владимир Яковлев, который в свое время подписал указ о появлении на карте Петербурга улицы Элетропультовцев. Тогда это был безымянный проезд, где находился завод «Электропульт». У завода, видимо, было много денег и празднование 85 летнего юбилея прошло очень пышно. В его рамках руководство и обратилось к Яковлеву с просьбой дать улице название в их честь. Нам сообщили об этой просьбе. Мы не имели, в принципе, ничего против, вот только название предлагали другое — Пультовая или Электропультовая. Согласитесь, звучат они гораздо лучше. Но наше мнение не было учтено. И в итоге улица получила корявое и труднопроизносимое название. И это решение полностью на совести Яковлева.

Матвиенко такого себе не позволяла. В целом возвращений исторических названий при ней было меньше, чем при Яковлеве. При нём вернулись названия целого ряда маленьких улочек, которые в 1960-е годы были упразднены. Сами улицы реально существовали, а названий на карте — не было. Это Кольская. Калязинская, Забайкальская, Перфильева, Лидинская и ряд других в Удельной, Козловский переулок во Фрунзенском районе, несколько переулков в историческом центре — На Петроградской стороне и Васильевском острове. Всего таких улочек набралось более семидесяти.

Самое интересное, что среди них была Варфоломеевская улица в Невском районе. Многим горожанам известен Центральный государственный архив Санкт-Петербурга на Варфоломеевской, 15, в который приходилось ездить за различными справками о местожительстве. Так вот, адрес по этой не такой уж маленькой улице, был, а официально её не существовало — как несуществующую, её по ошибке упразднили в сентябре 1976 года.

Что касается важных, знаковых возвращений, то во времена Яковлева в город вернулась Кирочная улица, ряд улиц в Пушкине получили свои исторические названия.

Валентина Матвиенко отличалась тем, что важные возвращения происходили в честь каких-то важных событий. Кадетский корпус отмечал юбилей — и тут же появилась Кадетская линия и Кадетский переулок вместо Съездовских линий и переулка. Закончился ремонт моста Лейтенанта Шмидта — он стал Благовещенским. После размещения в здании Сената и Синода Президентской библиотеки и Конституционного суда площадь Декабристов стала Сенатской. Это очень важное для города название.
Отмечу только, что решение о целесообразности возвращения этих наименований принимала топонимическая комиссия.
В целом, с точки зрения топонимики, Матвиенко городу не навредила. Чего никак нельзя сказать о городской архитектуре и сохранности города как памятника ЮНЕСКО. Пожалуй, именно при ней Петербургу был нанесен самый большой урон. Считаю, что самые серьезные ошибки — это Регент-Холл на Владимирской площади, Монблан на Большом Сампсониевском проспекте и здание универмага Стокманн на углу улицы Восстания и Невского проспекта. Опять же, если сравнивать это направление работы Матвиенко и Яковлева, то у второго таких явных ошибок не было.

Но вспомним, что в период правления Валентины Ивановны время в город пришло много денег. Чиновникам же, как мы знаем, бывает очень трудно противостоять напору крупных инвесторов. Они давят на все уровни власти, и справиться с этим давлением крайне сложно. Разрушение исторического центра, искажение облика города руководители разных уровней пытаются объяснить благими намерениями. Жизнь покажет, чем для города обернётся правление нового губернатора.