http://tuofikea.ru/novelty

Евразийская дуга нестабильности

Существует странная закономерность, которую сложно объяснить просто стечением обстоятельств. Как известно, сейчас, из революций и переворотов, выстраивается гигантская дуга, берущая начало в Северной Африке и упирающаяся в Среднюю Азию. Центр географической карты мира, средоточие человеческих и природных ресурсов переформатируется в некую единую структуру. В случае выстраивания полной «дуги» Большого Востока, нестабильность вплотную подступает к границам Европы, напрямую затрагивает интересы Китая и России.

Время — вещь незаметная и склонная к быстрому течению. В самом ближайшем будущем будет отмечаться десятилетний «юбилей» американского вторжения в Афганистан. И, по истечении столь внушительного периода, можно начинать подводить хотя бы какие-то промежуточные итоги, ведь времени на прогресс было более чем достаточно.

Операция в Афганистане началась в октябре далёкого 2001 года, после одного из самых запомнившихся террористических актов, «9-11». По горячим следам трагедии, администрация президента Буша мгновенно решила административные и дипломатические трудности, после чего в Афганистане оказался внушительный контингент «сил безопасности». Хотя из общего числа в 135 000 человек списочного состава, 118 тысяч предоставлены США, для приличия контингент снабдили прилагательным «международный».

Официально обозначенные цели операции были таковы: свержение режима талибов, освобождение территории Афганистана от талибов, пленение членов «Аль-Каиды» и суд над ними. Приходится констатировать, что за истекшие 10 лет ни одна из поставленных официально целей достигнута не была.
Каменный век за бутафорским фасадом «демократии»

Нельзя сказать, что столь явным образом возглавляемая США коалиция не старалась. Против движения «Талибан» были применены самые мощные на тот момент неядерные средства вооружения, от стратегических бомбардировщиков «Stratofortress» до шеститонных бомб, не применявшихся со времён Вьетнама. Впрочем, количество сброшеной на Афганистан взрывчатки было столь велико, что некий эффект всё же получился — движение «Талибан» лишилось возможности «официально» присутствовать во многих населённых пунктах и перешло исключительно к нелегальному положению и партизанским методам войны, отработанным за всю двухсотлетнюю историю «Большой Игры», ведущейся англосаксами и русскими на этой территории. Хотя можно ли считать удачей то, что талибы стали воевать » не по правилам« — большой вопрос.

Так или иначе, американцы и сочувствующие им лица обосновались в городах, а талибы рассеялись по всей остальной территории Афганистана. Были попытки навязать талибам нечто вроде «генерального сражения», в котором можно было бы их наголову разбить. Талибы, как легко догадаться, маршировать в строю с барабанами и оркестром не пожелали, и война превратилась в классический вариант самого неприятного для регулярной армии развития событий — когда авиацией бомбить особо некого, общевойсковые операции трудны, ибо даже отыскать противника в явном виде — сама по себе задача нетривиальная.

Советский Союз в своё время столкнулся с теми же проблемами. Однако советские военные специалисты смогли разработать новую, адаптированную к сложным условиям тактику. И, объективно говоря, при всей трудности ТВД Афганистана, советские подразделения контролировали ситуацию, и взаимодействовали с населением куда эффективнее пришедших через 10 лет американцев.

Хотя, конечно, многие технические приёмы одинаковы — это и рейдовые группы, отыскивающие противника среди гор и предгорий, использование агентуры, точечные спецоперации. Но как-то так получается, что в результате кропотливой работы военнослужащих «международных сил безопасности» мирное население Афганистана страдает в разы больше, нежели движение «Талибан».

Склонность к дистанционным методам ведения войны приводит к тому, что при каждом подозрительном движении в районе патрулирования требовался удар с воздуха. И какой бы высокоточной не была летящая «по вызову» ракета, всякий раз мирных граждан поражалось в 3-4 раза больше, нежели вызывающих недоверие рейдовой группы персон. Которые и сами не всегда оказывались причастны к чему-то противоправному и международно-террористическому. Что, разумеется, не вызвало массовой любви народа Афганистана, и роста симпатий к заморским «освободителям». Подавляющее большинство населения, согласно данным опросов, и через 10 лет после начала вторжения не догадывается о произошедших за тридевять земель терактах, искренне не понимая, чего иноземные пришельцы от них хотят, и полагает их явными врагами, не особенно притом уважаемыми.

Первая цель, свержение режима талибов удалась разве что юридически. Теперь у Афганистана есть свой президент, совсем как настоящий, столь же действенный парламент и почти отстроенный фасад «демократии» в западном её понимании. Несмотря на столь большие успехи в государственном строительстве (или их имитацию, в данном случае не важно), международный контингент контролирует далеко не всю территорию страны, в терактах погибают даже родственники президента, а все попытки переложить дальнейшую войну и поддержание стабильности на собственно афганские силы не приносят особенных плодов.
Талибы статут «уважаемым переговорным партнером»?

Некоей ободряющей новостью можно счесть лишь рассказ об успешной ликвидации бен Ладена, полной странных моментов и откровенных нестыковок. В тесной связи с историей уничтожения бывшего «террориста № 1» находятся и другие. Сообщалось, что при невыясненных обстоятельствах Афганистане был уничтожен американский вертолёт, на борту которого находились представители подразделения, задействованного в убийстве бен Ладена.

Несмотря на то, что все нюансы падения вертолёта и, как следствие, самой крупной одновременной потери армии США в Афганской капании не были выяснены до конца, практически одновременно была опубликована новая информация. О том, что сбившие вертолёт люди были оперативно обнаружены и уничтожены. При известной фантазии, можно увязать эти события в одну цепочку и предположить последовательное «заметание следов» после операции по устранению бен Ладена. Однако строить конспирологические теории стоит лишь при наличии весомых фактов, каковых в данном случае не обнаруживается…

Учитывая то, что десять лет нести на своих плечах груз войны и переформатирования целого региона непросто само по себе, а в условиях двух следующих друг за другом фаз мирового финансового кризиса — тем более, возникает вопрос, чем будут заниматься дальше силы НАТО в Афганистане.

Воевать дальше, до достижения официальных целей? Это сложно, и никакими гарантиями результата в данном случае и не пахнет. Финансовое состояние США, отсутствие реальных военных успехов, делает дальнейшее пребывание бессмысленным. С другой стороны, просто взять и уйти из Афганистана силы НАТО без потери лица и престижа тоже не могут.
Если два варианта выглядят плохо, рождается третий

Вдруг выяснилось, что движение «Талибан» — не такое уж и плохое. Начиная с февраля 2011 года высшие должностные лица США, не исключая государственного секретаря Клинтон, недвусмысленно намекали — если талибы исправятся, «порвут связи с Аль-Каидой», то вполне способны снова стать официальной силой. Если не движущей, то уж во всяком случае, авторитетной и влияющей на государственную политику Афганистана.

А министр иностранных дел Афганистана Залмай Расул на днях заявил, что представители движения «Талибан», возможно, смогут принять участие во второй боннской международной конференции по Афганистану. Конечно, глава МИД предпринял усилия для смягчения столь необычной новости. По словам Расула, это может произойти только в том случае, если «процесс национального примирения будет развиваться удовлетворительно».

Посол США в Афганистане Райян Крокер заявил, что «вопрос об участии представителей мятежников в конференции, которую возглавит сам Афганистан и которая пройдет в Германии, не стоит». Но затем сразу же опроверг собственные слова, упомянув, что «если это и произойдет, то участвовать в конференции они будут лишь исходя из доброй воли афганского правительства». Учитывая заявления министра Расула, таковая воля в наличии имеется.

Если движение «Талибан» получится позиционировать в качестве «уважаемого партнера по переговорам», то и военное присутствие США в Афганистане можно будет сократить. Вопрос лишь в том, уедут ли американские военной домой или… куда-нибудь в другое место?
Американцы уйдут — но куда?

Существует странная закономерность, которую сложно объяснить просто стечением обстоятельств. Как известно, сейчас, из революций и переворотов, выстраивается гигантская дуга, берущая начало в Северной Африке и упирающаяся в Среднюю Азию. Центр географической карты мира, средоточие человеческих и природных ресурсов переформатируется в некую единую структуру. В случае выстраивания полной «дуги» Большого Востока, нестабильность вплотную подступает к границам Европы, напрямую затрагивает интересы Китая и России. Китай оказывается отрезанным от солидного куска необходимых ему энергоресурсов, Россия же получает в опасной близости у своих границ очаг нестабильности, в котором присутствуют как разнообразные радикальные движения, так и интересы разных держав. Как показывает практика, такая «питательная среда» дает весьма специфические плоды. Естественно, что для контроля над столь проблемной территорией, самим «кукловодам» нужно иметь на ней рычаги давления. И они, кажется, проявляются.

Губернатор афганской провинции Бадахшан, граничащей с Китаем, Таджикистаном и Пакистаном, Шах Валиулла Адиб заявил о возросшей угрозе проникновения боевиков международной террористической сети «Аль-Каида» в страны Центральной Азии. Он рассказал, что талибы и боевики «Аль-Каиды», которые в последнее время обратили особое внимание на афганскую провинцию Бадахшан, «могут проникнуть в центрально-азиатские государства, такие, как Таджикистан». В котором, вот совпадение, США уже потратили значительные средства на создание и восстановление пограничных постов, подготовили и вооружили пограничную службу, некоторые локальные подразделения. Таджикистан разрешает Штатам использовать свою территорию для перелетов и для ограниченного объема наземных перевозок в Афганистан.

Ранее, президент США Барак Обама в своём обращении к нации объявил, что вывод американских войск из Афганистана начнется в июле, к концу года число покинувших Афганистан военных составит 10 тысячи, а к лету следующего года — 33 тысячи. Контроль за безопасностью в Афганистане планируется окончательно передать местным властям в 2014 году.

За десятилетний период присутствия США в Афганистане, производство наркотиков в этом государстве выросло в разы. Соответственно, вырос и наркотрафик, одним из ключевых перевалочных пунктов которого является Таджикистан. Поскольку «Аль-Каида», до сих пор имеющая чёткую географическую привязку, явно готовится к свободному и ничем не ограниченному полёту, территорией, на которой необходимо особо бороться с терроризмом, может оказаться сколь угодно много. Ливия, Таджикистан, Узбекистан — все выглядят достаточно привлекательно. Тем более, что явственно вырисовывается новая задача, выполняя которую армия США может застрять у самых наших границ — борьба не только с терроризмом, но и с производителями опиатов. И кто будет вспоминать, что наркотики расцвети пышным цветом по месту предыдущего базирования «международных сил безопасности»?