http://tuofikea.ru/novelty

Украина: как оранжевые голубыми стали

Стоило президенту назначить Юрия Павленко детским омбудсменом, как тот сразу заявил, что готов покинуть партию «Наша Украина».

Но это уже следствие, неизбежное после того как Павленко принял предложение Януковича. На фоне навязываемой обществу линии разлома «оппозиция» — «власть» переход одного из активных деятелей Оранжевой революции в стан бело-голубых выглядит не просто еще одним шагом в карьере, а этаким предательством идеи, примером духовного перерождения.

Посыпались обвинения: мол, должность Павленко получил в обмен на показания против Тимошенко в суде. Ах, если бы все было так просто и однозначно! Для начала ознакомьтесь с показаниями Павленко. Там нет ничего нового, события того исторического заседания Кабмина, на котором не были утверждены газовые директивы, известны всем, и непрофильный министр просто в очередной раз напомнил о них, не добавив ни слова сверх уже доступной информации.

Покупать такие показания откровенной синекурой из рук президента — не велика ли цена, друзья?

Нелепо выглядят и обвинения в предательстве интересов Оранжевой революции. Юра Павленко — карьерный мальчик, он уверенно шагал вверх по лестнице общественного положения, пользуясь всеми легальными средствами. Журанлистика, пиар-менеджмент — пожалуйста. Политический менеджмент в общественных организациях и партиях — с удовольствием. Депутатский мандат — да с дорогой душой! Каждое дело, за которое он брался, становилось новой ступенькой наверх.

Но иногда просто шагать по лестнице — мало. Приходится делать ставки. Юрий поставил на Ющенко — и в ближней перспективе не прогадал. Вначале мандат оппозиционного депутата, потом Оранжевая революция и пост министра по делам молодежи — это был взлет. Была премьером Тимошенко, потом Ехануров, Янукович — всех их устраивал инициативный молодой человек у руля молодежной политики. И ушел он с поста министра не по принципиальным соображениям, а потому что его политический шеф и его непосредственный начальник не смогли договориться о формах сотрудничества.

Недолгая ссылка в житомирские губернаторы, впрочем, не стала трагедией для Павленко — вскоре он вернулся к министерской работе во втором кабинете Тимошенко. А вот то, что оранжевые в полном составе проиграли президентские выборы — беда посерьезнее. Можно было, конечно, уйти в непримиримую оппозицию, вместе с БЮТ бороться против «бандитской власти» или вместе с родной «НУ» ругать и тех и других — но в обоих вариантах не было смыслообразующего элемента — возможности продолжения карьеры.

А Янукович эту возможность предоставил. И нам ли осуждать карьерного мальчика за то, что он это предложение принял? Тема ему близка, а верность идеалам Майдана он вполне может доказать, проверив информацию об использовании сирот на митинге против Тимошенко. Или вы не верите, что он будет беспристрастен и объективен?

Стоит напомнить, что Павленко не единственный, кто «переметнулся» в бело-голубой стан. Одним из первых это сделал другой борец против «бандитской власти» — Владислав Каськив.

До Оранжевой революции Каськив успел приобщиться к деятельности соросовского фонда «Возрождение». Потом руководил целым рядом общественных организаций, побывал внештатным советником министра экономики и членом контактной группы Мирового Банка. Но тут грянул 2004 г.

Политтехнологический проект «ПОРА» в дни Оранжевой революции сумел привлечь массу навиной молодежи, которая не за деньги, а преимущественно по зову сердца (или по инстинкту толпы) рванула активничать на улицах мятежного Киева. Между тем, объем и качество наглядной агитации «ПОРЫ» свидетельствуют о недюжинных финансовых вливаниях в кампанию, которую координировал в том числе и Каськив. Романтический флер Владиславу придавало его былое участие в «революции на граните». Однако сам Каськив оказался не романтиком, а прагматиком. Назло идеалистам он конвертировал «ПОРУ» в партию, которая благополучно провалилась на выборах 2006 г. Позерски посыпав голову пеплом, Каськив покидает свое политическое детище, чтобы целым и невредимым всплыть уже в партийном списке НУ-НС. К тому времени Каськиву надоели революционные бури, стрессы партстроительства, обвинения в «приватизации» народных инициатив и в присвоении денежных сумм. Траченный молью имидж вождя легендарной «ПОРЫ» уже давно развеялся. Карьера госчиновника стала для уставшего борца самым привлекательным вариантом на будущее. Но тут власть поменялась. И что — заново впрягаться в телегу оппозиции? Да что он — лошадь, что ли? Нет уж, увольте. Точнее, трудоустройте. И президент, чутко уловив настроения Владислава, ровно год назад трудоустроил его. Тимошенко назвала его работу «носить бумажки за Януковичем». Юлии Владимировне обидно, ведь до того Каськив носил бумажки за самой Тимошенко, будучи советником премьера по вопросам иностранных инвестиций. Сейчас его должность называется «глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами». Порадуемся за человека, чего уж там.

Еще один известный деятель «оранжевой» власти, нашедший себя во власти «голубой» — министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога. Впрочем, в данном случае переход из одного лагеря в другой был ожидаемым — ведь еще при Ющенко Балогу называли лоббистом союза между ПР и НУ.

Вначале активный член, а потом яростный оппонент СДПУ(о) на Закарпатье, Балога стал верным товарищем Виктору Ющенко, проявив все свои таланты на посту главы Секретариата президента. Однако когда рейтинг Ющенко оказался на уровне плинтуса, Балога вдруг осознал, что его патрон грешен в коррупции, кумовстве, неэффективности, некомпетентности и двойных стандартах при принятии политических решений. Осознал и ушел в свободное плавание. Впрочем, политические бури не потопили его партию «Единый центр», а когда круговерть выборов и поствыборных штормов сменилась ровным ветром, дующим в заданном направлении, судно Балоги прибило к острову МЧС — надо помнить, не в первый раз. И кто знает, в последний ли…

Особняком стоит случай с Андреем Портновым. Если Балога, Павленко и Каськив так или иначе были связаны с НУ-НС, то Портнов перед своим «поголубением» был членом «Батькивщины». Тушек из БЮТ в коалицию понабежало немало, однако в исполнительную власть берут не каждого. Портнову оказали большое доверие: он вошел в структуру Администрации президента.

Впрочем, был ли когда-нибудь Портнов идейным БЮТовцем? Профессиональный юрист, близкий к группе «Приват», занимавшийся вопросами собственности, приватизацией и метивший во времена Тимошенко в кресло главы ФГИУ — он ни дня не был в настоящей оппозиции. Неудивительно, что возможность заниматься реформой судебной системы привлекла его больше, чем перспектива иметь проблемы с этой самой судебной системой.

Разумеется, эти четверо — лишь самые заметные представители огромной армии деятелей, готовых перейти на сторону победителя. Человечество состоит не только из ультрапринципиальных героев, а чиновничество — тем более. Делая выбор между возможностью продолжить карьеру или уйти в глухую оппозицию без ясных позитивных перспектив, чиновник почти наверняка сделает выбор в пользу карьеры, и грех его за это осуждать. Не будь он таким — после каждых выборов пришлось бы менять всех чиновников. А кормить две армии чинуш — действующую и резервно-оппозиционную — Украина не в состоянии.