http://tuofikea.ru/novelty

Украина: европейский вектор или путь в тупик?

Привезённая Януковичем формула «3+1» как была, так и остаётся невнятной, озвучено лишь намерение «развивать торговые отношения со странами-членами ТС, а не со всей организацией ТС». Но есть ли какая-то разница между этими вариантами, если, соответствии с соглашением о Таможенном союзе, таможенные пошлины на границах всех стран-членов одинаковы, между ними самими — отсутствуют, и осуществить какие-то «выборочные» преференции для украинских поставщиков весьма.

Среди многочисленных событий этого лета следует обращать внимание и на долгоиграющие переговоры между Россией и Украиной по всему спектру газовых вопросов. Тем более, что в этих переговорах представлены все актуальные темы, волнующие умы — и финансовый кризис, и геополитика, и стоимость энергоресурсов, и общая атмосфера глобального передела. Очередной раунд переговоров состоялся на днях августа в Сочи, где президенты России и Украины попытались договориться. Точнее, «договориться» пытался президент Янукович, как лицо, имеющее большую заинтересованность в этой встрече.

Экономика Украины в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Зависимость от внешних заимствований приводит к тому, что все возможные действия правительство Украины вынуждено согласовывать с Западом. А в ситуации, когда даже самые мощные экономики мира не могут дать долгосрочных гарантий финансового изобилия даже самим себе, тонкий ручеёк финансовой помощи Украине может прерваться вовсе, по самым объективным причинам.

Тем более, что само украинское руководство по непонятным причинам старается сделать своё положение на переговорах с Западом и находящимися там кредитными фондами максимально уязвимым — тут и непродуманные аресты видных оппозиционеров, и общая «беззубость», и старательно демонстрируемая готовность поступаться чем угодно ради одобрения западной стороны.

Можно предположить, что любимой книгой и практически официальной религией президента и правительства Украины является произведение Беляева «Держи на запад!». Ради этого сакрального вектора, руководители государства Украина уже пошли на ряд стратегических потерь — вступили в ВТО, отвергли все интеграционные предложения России, окончательно перестали обращать внимание на мнение собственного населения.

Как оказалось, по крайней мере, в среднесрочной перспективе такая тактика не оправдалась, и оправдаться не может. У Евросоюза достаточно проблем с существующими членами, количество этих проблем растет (чего нельзя с уверенностью сказать о членах), и принятие в свои ряды страны с 40-миллионным небогатым населением и массой неприятностей локального характера разумным вовсе не выглядит. Тем более, что само положение Евросоюза в последнее время многими людьми расценивается как весьма непрочное.

Вместе с этим, руководство Украины совершенно игнорировало факт своей зависимости от поставок российского газа. Точнее, «зависимостью» это начало именоваться лишь с того момента, когда окончательно был избран прозападный вектор. До того — и руководство, и, в особенности, население Украины было всем довольно. Символическая и неизменная стоимость энергоносителей позволяла рапортовать о рекордах экономического роста, наполнять бюджет и планировать мощные социальные программы. Ради стремления в Европу было принесено в жертву и это, с явной надеждою на то, что дальше как-то само всё наладится. Дабы продемонстрировать явно своё европейское стремление, руководство Украины вместо выгодного, и связанного с братскими отношениями контракта, предпочло заключить другой. Невыгодный, зато до последней буквы прагматичный, освобождённый от ненужных сантиментов про общую историю и корни.

Стремление к прагматизму в данных условиях оказалось неподъёмной роскошью. По новому контракту платить получается с большими оговорками, и сам процесс товарно-денежного обмена в данном случае выглядит как перманентный аврал. В особо сложные для украинского государства моменты оплата очередной ежемесячной порции энергоносителей попадала на первые полосы газет как главная новость дня.

Финансовый многоступенчатый кризис ударил по бюджету, а тут ещё и поставщик газа Россия, и европейские потребители решили минимизировать затраты на транзит энергоносителей, затеяв постройку газопроводов, свободных от участия третьих лиц. Что, как легко догадаться, наносит ещё один удар по финансовым возможностям Украины, которая пока в полной мере пользуется своим положением монопольного транзитёра.

Геополитическая канва межгосударственных переговоров в Сочи заключается в том, что во время финансовых штормов в одиночку выживают лишь исключительно сильные державы. Остальные должны как-то кооперироваться, в том случае, если партнёрство с достаточными для того основаниями предполагается взаимовыгодное и равноправное. Такой вариант, как вступление в Таможенный союз, предлагается и Украине. Альянс России, Казахстана, Беларуси и Украины действительно мог бы стать весьма прочной структурой, способной минимизировать ущерб от уже видимой волны новой фазы кризиса. Государства ТС сохраняют рынки сбыта своей продукции, не обременённые лишними пошлинами, как следствие — удерживают на плаву производство и сохраняют рабочие места. А в случае вступления Украины получалась бы и вовсе законченная экономическая схема, в которой Киев мог бы претендовать на статус полновесного центра силы. Разумеется, при таких условиях вполне можно было бы пойти на уступки в стоимости газа для страны-партнёра.

Но, как известно, предложение Москвы Киев не заинтересовало. Продолжаются попытки поймать европейскую синицу в небе. Хотя в данном случае больше подошла бы метафора с морковкой перед носом ишака, до которой не дотянуться, с какой скоростью не беги. И силы для бега тоже не бесконечны.

Руководствуясь непонятно какой логикой, президент Украины настаивает на таком варианте сотрудничества — Украина прагматично идёт в Европу, создавая с ней Зону свободной торговли, а Россия прагматично отказывается от сверхвыгодного контракта, и сохраняет прежние условия торговли с Украиной ради дружбы с ней.

Явное логическое противоречие в данном случае очевидно. Здесь, видимо, что-то лишнее — либо «прагматично», либо «дружба». Ведь сложно представить, что Россия должна в силу братской дружбы, совершенно Украине не нужной, отказаться во время финансовой паники от дополнительных денег. Да ещё и поставить под удар все достижения, обеспеченные Таможенным союзом и в прежнем таможенном режиме торговать с Украиной, чья территория вскоре рискует превратиться в гигантский рынок-склад европейских товаров.

Тем не менее, такой вариант, по-видимому, искренне предполагается Киевом. В Сочи президент Янукович прилетел с вариантом «3+1», который, по сути, и является тем, о чем было уже сказано абзацем выше. Стоит ли удивляться тому, что сочинские переговоры просто не могли принести результата? Вопросы ТС и ЗСТ, стоимости газа и перспективы существования украинской газотранспортной системы представляют единый комплекс, и решать их по отдельности — невозможно. Ведь речь, по сути, идёт о том, по каким правилам и на каких принципах будут строиться отношения двух стран.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что руководство Украины должно в итоге определиться, с какими странами оно собирается в приоритетном порядке развивать наиболее тесные, стратегические взаимоотношения. И в данном случае со словами Дмитрия Медведева трудно не согласиться. ТС и ЗСТ — невозможны одновременно.

Привезённая Януковичем формула «3+1» как была, так и остаётся невнятной, озвучено лишь намерение «развивать торговые отношения со странами-членами ТС, а не со всей организацией ТС». Но есть ли какая-то разница между этими вариантами, если, соответствии с соглашением о Таможенном союзе, таможенные пошлины на границах всех стран-членов одинаковы, между ними самими — отсутствуют, и осуществить какие-то «выборочные» преференции для украинских поставщиков весьма сложно юридически и бессмысленно (если не сказать — вредно) для самой идеи ТС? Опять же оговоримся — речь идет об » украинских поставщиках» в очень условном контексте, поскольку Зона свободной торговли с Европой фактически сделает торговую границу Украины и России — границей России и ЕС.

В этом случае и про газ много говорить не получится. Для того, чтобы «Газпром» отказался от выгодного контракта, нужны некие компенсации. Ведь между Украиной и Россией, по инициативе украинской стороны, теперь прагматичные отношения, не так ли?

Президент Янукович решил помочь ходу переговоров тем, что в качестве жеста доброй воли выразил уверенность — согласия в цене на газ получится добиться без судебных разбирательств. Ощущая огромную благодарность за проявленное миролюбие, можно, тем не менее, усомниться в перспективах судебного решения вопроса. Да, существуют уже прецеденты судебных попыток европейских потребителей добиться снижения цены на газ. Однако эти споры тянутся годами, а решать проблемы украинской экономики нужно в куда более сжатые сроки. Да и подача судебного иска окончательно ставит крест на грядущих попытках диалога с Россией через апелляции к родственным отношениям.

Пересмотр цены на условиях Украины возможен лишь в случае, если мировые цены на энергоносители рухнут до такой степени, что компании «Газпром» будет всё равно, на каких условиях продавать газ — лишь бы выручить за него хоть что-нибудь. Пока вряд ли стоит надеяться на подобное удачное для Украины стечение обстоятельств. Объективно говоря, интеграция в ТС — единственный выход и возможность быстро решить многие экономические проблемы Украины. Но, разумеется, при этом пострадает вся тщательно выстраиваемая официальным Киевом парадигма евроатлантизма.

«Меня не смущает нисколько европейская интеграция Украины. Это, в конце концов, суверенная страна, и вам выбирать, куда интегрироваться. Хотите — в Евросоюз, вас там ждут, хотите — в другие места», — сказал президент Медведев на своей пресс-конференции. «Вот единственное, что я хочу сказать абсолютно точно — если Украина, например, выберет европейский вектор, то ей, конечно, будет труднее находить какие-то развязки в рамках единого экономического пространства и Таможенного союза, в котором принимают участие Россия, Казахстан и Белоруссия. Потому что это — другое интеграционное объединение» — добавил он.

И что-то подсказывает, что при нынешней линии поведения киевских властей, Украине и правда предстоит интеграция не в ТС и не в ЕС, а в какие-то «другие места». Выбраться из которых будет, видимо, очень трудно.