http://tuofikea.ru/novelty

Сместят ли Сталина с пьедестала героя всех времен?

У России, как говорят сами россияне, непредсказуемая история. Могла ли, например, Надежда Крупская – единственная официальная (поскольку венчанная) супруга Ленина предвидеть, как обойдется с ней Иосиф Сталин? Когда после смерти большевистского вождя она пробовала перечить новому правителю, тот осадил ее, предупредив, что если она не успокоится, то они «найдут другую вдову Ленина».

Для Сталина это было раз плюнуть. Он десятилетиями мастерски убирал с архивных снимков и из энциклопедий прежних товарищей, которых чекисты по его приказу расстреливали в подвалах Лубянки.

А через какие поразительные перипетии прошла за последние 66 лет Вторая мировая война, называемая здесь Великой Отечественной!

При Сталине решающими для исхода войны считались так называемые десять «сталинских ударов», т.е. крупных наступлений Красной армии в 1944 году. Их запланировал якобы лично главнокомандующий.

На XX съезде партии Никита Хрущев не только разоблачил Сталина, но и «убрал» его десять ударов, запретив использовать этот термин. При Хрущеве решающее место в судьбе Великой Отечественной войны заняла Сталинградская битва, в которой лично участвовал будущий Первый секретарь.

Очередной руководитель, отстранив Хрущева, пытался втащить на пьедестал важнейшего столкновения в войне битвы за плацдарм под Новороссийском, называемый Малой Землей. Там якобы отличился политрук Леонид Брежнев.

Юрий Андропов, подпольная кличка «Могикан», был партизаном в Карелии. И когда в свою очередь генсеком стал он, то центр тяжести войны он переместил с солнечных берегов Черного моря в северные леса.

Когда же к власти в России пришел Владимир Владимирович Путин, некоторые услужливые историки пытались сделать центральным событием войны битву за «Ленинградский плацдарм», потому что именно там храбро сражался и был тяжело ранен рядовой Владимир Спиридонович Путин, отец будущего премьер-министра.

Битва за Великую Отечественную не утихает и сейчас. О ней спорят не только историки, что естественно, но политики и простые граждане. Достаточно сесть в поезд, заговорить с пассажирами в купе на тему войны, и уже сразу готов ожесточенный спор об истории.

Ведь для простого россиянина вся история его страны, по крайней мере та, с которой у него есть эмоциональная связь, начинается с войны. Даже «дедушка Ленин» для него – это уже такое же доисторическое явление, как динозавры.

Я недавно посетил Горки Ленинские, где в шикарной резиденции провел последние годы жизни и умер вождь большевиков. В 80-е годы там было создано помпезное святилище Ленина, куда съезжались с паломничествами комсомольцы и партийные работники. Сейчас туда заглядывают лишь иностранцы. Жителей Москвы, из которой в Горки ехать всего 25 минут, это место совершенно не интересует.

То же самое и с «российской Катынью» — полигоном Бутово, лежащим в границах двенадцатимиллионной столицы. НКВД расстреляло там более 20 тысяч жителей Москвы. Там стоит прекрасная церковь в память жертвам Сталина, есть музей. Только посетителей нет. В год сюда заглядывает около четырех тысяч гостей, и половина из них иностранцы.

И ничего удивительного, что над страной, практически вся история которой сводится к Великой Отечественной войне, продолжает нависать, как писал Осип Мандельштам, «широкая грудь осетина».

Выйти из ее тени можно, если напомнить россиянам, что их история началась не 22 июня 1941 года. И для этого будет отличный повод. В следующем году исполнится 400 лет с восстания Минина и Пожарского, в результате которого россияне выгнали из Москвы поляков, а к власти в стране пришла династия Романовых. Будет и 200 годовщина другой войны, тоже называемой Отечественной, — нападения Наполеона на Россию и Бородинской битвы.

Дмитрий Медведев объявил недавно 2012 год «годом 1150-летия российской государственности». Президент ссылается на описанное в старинных летописях «прибытие на Русь варягов», которые стали править в Великом Новгороде. Их предводитель, Рюрик стал родоначальником династии Рюриковичей, которая правила Россией перед Романовыми до 1620 года.

Отсчитывать историю страны с прихода варягов начал полтора века назад Александр I – царь-реформатор, который хотел увязать российскую традицию с европейской.

Так что следующий год вновь окажется для многих россиян временем «непредсказуемой истории» их страны, истории им чуждой и неизвестной.

Удастся ли благодаря викингу Рюрику, Минину и Пожарскому, победителю Наполеона маршалу Кутузову сместить Сталина с пьедестала героя всех времен?