http://tuofikea.ru/novelty

О событиях августа 1991 года двадцать лет спустя

Я уже неоднократно высказывал в средствах массовой информации и книгах свою точку зрения на события августа 1991 года.

Первой была публикация в газете «Правда» 28 ноября 1991 года. Затем в журнале «Плацдарм» в связи с 10-летием события, в книгах «До и после запрета КПСС» (2005), «Как убивали партию» (2011).

Последней была публикация в первом номере журнала «Великороссъ» за 2011 год. На основе двух упомянутых книг, в которых излагалась моя версия событий 19-22 августа 1991 года.

Понимая, что в связи с исполняющимся в этом году 20-летием контрреволюционного переворота, изменившего общественно-политический строй страны и приведшего к распаду СССР, неизбежен поток вымыслов и клеветы со стороны так называемых «демократов», посчитал правильным рассказать и о цепи тех событий, заключительным звеном которых стал ГКЧП.

***

Есть люди, которые считают, что создание ГКЧП в августе 1991 года, это попытка сохранить существующий общественно-политический строй. Я с такой позицией не согласен, неоднократно ее высказывал. Нельзя говорить об этом, не рассматривая предыдущие события в нашей стране, приведшие к распаду Советского Союза, и к ликвидации КПСС. Таких событий было много в разные периоды. Но основные связаны с началом перестройки М.С.Горбачёва.

О чем необходимо сказать. Первое. Это – упразднение 6-й статьи Конституции. КПСС не была в полном смысле только политической организацией, а была, на мой взгляд, хорошей, ли плохой, – системой, структурой управления огромным многонациональным государством. Все государственные решения принимались на уровне Центрального Комитета партии, его Политбюро, а затем по иерархии спускались вниз. А так как у нас в любом цехе, в любой организации, в том числе и самой малочисленной, были коммунисты, все эти решения принимались к исполнению и реализовывались.

Когда отменили 6-ю статью Конституции, в которой было записано, что КПСС является руководящей и направляющей силой общества, возник вакуум.

Была создана президентская власть, но не было президентской вертикали. Под М.С.Горбачёвым был только Совет Безопасности.

Отсюда и пошли очень многие неприятные явления в управлении экономикой, в жизни нашего общества.

Если говорить о других событиях, которые привели к краху Советского Союза и КПСС, надо сказать об учреждении Коммунистической партии Российской Федерации летом 1990 года. Значительная часть коммунистов, партийных организаций выступали против этого. И понятно почему. Ни при Ленине, ни при Сталине Коммунистическая партия Российской Федерации не создавалась. И не потому, что они неуважительно относились к русскому народу. Речь о другом. Коммунистическая партия была унитарной организацией. Ее можно было сравнить с унитарным государством, где Коммунистические партии республик обладали теми же правами, что и областные партийные организации. А некоторые крупные областные партийные организации имели даже больше полномочий, чем Коммунистические партии небольших республик СССР.

Таким образом, и областные организации КПСС, и Коммунистические партии республик были равноправны и выходили на ЦК партии для решения вопросов без каких-либо промежуточных звеньев.

При создании Коммунистической партии Российской Федерации областные партийные организации теряли такую самостоятельность. Появлялось промежуточное звено. Их статус становился ниже, чем у партийных организаций республик. Практически КПСС из унитарной организации превратилась в конфедерацию партийных организаций республик, что не могло не нанести ущерб самой Коммунистической партии.

Н.С.Хрущев создавал какое-то подобие руководящего органа. Это было Бюро ЦК КПСС по РСФСР. Оно просуществовало несколько лет и ушло в небытие, оставив только одно после себя – газету «Советская Россия». Других каких-либо следов от работы этого Политбюро назвать трудно.

М.С.Горбачёв также создал Бюро ЦК КПСС по РСФСР, но и оно безславно закончило своё существование, ещё более безславно, чем первое. Даже не было ни одного заседания, кроме первого, учредительного.

…После учреждения Коммунистической партии Российской Федерации проходил XXVIII съезд КПСС. На съезде был принят новый Устав, в соответствии с которым Генеральный секретарь и его заместитель избирались не Центральным Комитетом, а его съездом. Казалось, дело благое – демократизация партии. Реально же получалось так. Если Генеральный секретарь поступал неверно, допускал какие-то ошибки, то освободить его мог только съезд. ЦК не имел такого права. А для того, чтобы собрать внеочередной съезд и рассмотреть на нем этот вопрос, в соответствии с Уставом требовалось как минимум полгода. Говорить о демократизации тут не приходится. Это, наоборот, была система укрепления личной власти.

Поскольку была упразднена 6-я статья Конституции, партия теряла свою руководящую роль. Но она могла бы ее сохранить, если бы в состав Политбюро вошли так, как было прежде, Председатель Совета Министров, министр обороны, председатель комитета Государственной безопасности, но этого сделано не было. По новому Уставу в состав политбюро избирались только секретари ЦК и секретари республиканских партийных организаций. В том числе и Москвы, столичная организация была приравнена к республиканским. Тогда и меня избрали в состав Политбюро.

Но это Политбюро не могло решать никаких вопросов. По существу это был совет секретарей республиканских организаций. Такое Политбюро не могло вынести никаких решений по своим полномочиям, а только предложить какие-то рекомендации.

Всё это резко ослабило и управление государством, и влияние партии.

Была ли это ошибка или спланированные действия? Сейчас я это воспринимаю как хорошо продуманную или кем-то подсказанную программу. Ведь не обязательно было кем-то на Западе сказать Горбачеву: «Вот 100 тысяч долларов, нужно сделать то-то и то-то». Можно было через его помощников, через людей, которые оказывали на него влияние, привнести какую-то идею под видом демократизации. Даже при поверхностном анализе мы видим, что такие шаги приводили к разрушению.

Кстати, на XXVIII съезде партии я начал свое выступление с осуждения создания Компартии Российской Федерации. Зал зашикал на меня. Потребовалось 2-3 минуты, чтобы заставить зал прислушаться.

Такой точки зрения придерживался не только я один, но и целый ряд партийных руководителей и рядовых коммунистов.

Одновременно с разрушением КПСС как единой унитарной организации происходило и постепенное разрушение государственных структур.

Самым серьёзным шагом в этом направление было решение съезда народных депутатов РСФСР – принятие Декларации о государственном суверенитете России.

Казалось бы дело благое. Республика приобретает свое правительство, свои права, как и другие республики. Сейчас, когда об этом говорят, обращают внимание лишь на отдельные пункты. Молчат о самом главном. В Декларации говорится, что законы РФ имеют приоритет над законами СССР. Только если законы союзные совпадают по смыслу с республиканскими, они подлежат исполнению. В противном случае действуют только законы РФ. Это прямое начало развала Советского Союза. И недобрый пример другим республикам

Понимая эту ситуацию, а съезд народных депутатов РСФСР проходил в то же время, что и XXVIII съезд партии, ряд коммунистов предложил Горбачеву направить делегацию на российский съезд, чтобы убедить не принимать в таком виде Декларацию о суверенитете.

Однако Горбачев это предложение не поддержал. Такой встречи делегатов двух съездов не состоялось. А каковы последствия – известны. Дальше было знаменитое ельцинское: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить…».

Последним серьезным событием перед августом 1991 года был июльский Пленум ЦК КПСС. На этом Пленуме рассматривалось положение дел в стране и проект новой программы партии.

На предыдущем, апрельском Пленуме ряд коммунистов высказался за предложение об отставке Горбачева. Но это было бесполезно, так как уже действовало решение, что Генеральный секретарь избирается не Пленумом, а съездом.

Кроме этого, накануне Пленума Аркадий Иванович Вольский (1) предупредил меня, а я своих единомышленников, что Горбачев готовит провокацию. В случае если Пленум поставит вопрос об его немедленной отставке, он, и еще около ста его сторонников должны были уйти из зала Пленумов и провести свое, альтернативное заседание, что неизбежно привело бы к расколу партии. Поэтому на июльском Пленуме ЦК все усилия тех руководителей партии, кто действительно понимал суть происходящего, кто стремился сохранить нашу страну, все их усилия были направлены на то, чтобы принять решение о созыве внеочередного, XXIX съезда. И такое решение было принято. Внеочередной съезд должен был проходить в октябре-ноябре. На нем предполагалось рассмотреть вопросы о программе партии и ее руководстве.

История не знает сослагательного наклонения. Но на 100 процентов уверен, что съезд не избрал бы Горбачева Генеральным секретарем. Его авторитет был равен практически нулю. Соответственно съезд народных депутатов СССР, поскольку Горбачев избирался не народом, а съездом, освободил бы его от обязанностей Президента страны.

Был ли такой авторитетный руководитель, который мог бы вывести страну и партию из тупика? Такой вопрос мне задали в апреле 1991 года в Смоленске, где проходило совещание секретарей партийных организаций городов-героев, посвященное 50-летию начала Великой Отечественной войны. После совещания состоялась встреча с партийно-хозяйственным активом Смоленска. Она транслировалась по местному радио, был материал в газете.

На встрече мне задали вопрос: а кто может сменить Горбачева? Все было понятно, что он не нужен, но кто вместо него. На вопрос я ответил так: у нас в партии 19 миллионов, естественно, найдется такой коммунист, который сможет возглавить КПСС. Что мы знали о Горбачеве, когда избирали? Только то, что молодой, и то, что из Ставрополья. Ни его деловые, ни его человеческие качества мы не знали. А Продовольственная программа, которую он возглавлял, кстати, была завалена. Тем не менее, его избрали.

Когда меня спрашивали в Смоленске, конкретно я называл имя первого секретаря Компартии Украины, члена Политбюро ЦК КПСС Станислава Ивановича Гуренко (в настоящее время – депутат Верховной рады от КПУ, активно занимается бизнесом, работает заместителем генерального директора совместного предприятия «Наваско»). Компартия Украины – крупная партийная организация в составе КПСС, в ее составе было 3 миллиона членов. Он был принципиальным коммунистом. В свое время был заместителем Председателя Совета министров Украины, знал хозяйственную работу, пользовался большим уважением на Украине. Поэтому, по моему мнению, он вполне мог возглавить КПСС.

Кроме политических событий, заключительным звеном которых стал август 1991 года, создание ГКЧП, необходимо упомянуть и об очень серьезной подрывной деятельности в области экономики.

Сейчас не могу назвать точно дату. Приблизительно в 1989 году было принято несколько совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в сфере экономики, модернизации ее структуры.

Хотел бы остановиться на постановлении о кооперации. Несмотря на ряд предупреждений наших товарищей из соцстран о том, что нельзя позволять кооперативам использовать действующие мощности государственных предприятий, нельзя допускать, чтобы кооперативы могли безналичные деньги обналичивать и таким образом получать прибыль большую, тем не менее, такой закон был принят. До принятия этого закона 70 % кооперативов в Москве были производственные и только 30 посреднические. После принятия – наоборот, соотношение 30 на 70. Именно в эти годы такие олигархи, как Ходорковский, Потанин, Виноградов, Стерлигов и другие, получив доступ к государственным деньгам, создавали свои капиталы через кооперативы.

Еще один закон – о социалистическом предприятии. Он позволил предприятиям увеличивать стоимость выпускаемой продукции и получать дополнительную прибыль путем некоторой ее модернизации, что позволяло повышать цену. Скажем, к женскому платью пришивали бантик и на 30-40 процентов поднимали цену на изделие. Это серьезно нарушило ситуацию с потребительскими товарами, с покупательской способностью населения.

Было принято также постановление о региональном хозрасчете. Первой была Эстония, в ней внедрялся региональный хозрасчет. Государство оказывало республике максимальную помощь, было дополнительное финансирование, налоговые льготы были. Таким образом, Эстония выглядела по экономическим показателям лучше других. Региональный хозрасчет становился привлекательным для других республик.

К чему это привело? Некоторые республики стали запрещать вывоз товаров за свои пределы. Скажем, из Азербайджана запрещали вывозить овощи, из каких-то регионов – мясомолочные продукты, зерно… то есть пытались не вывозить, а реализовывать внутри своих регионов. Возникал разрыв между регионами. В этот же период в стране на 1 рубль зарплаты производилось продукции на 13 копеек. В результате, в магазинах на полках не хватало товаров.

Кроме принятия таких постановлений, которые ухудшали положение в стране, были, можно прямо сказать, диверсионные акты.

Вроде бы было плановое хозяйство. А в Москве и в Ленинграде одновременно закрылись 4 ведущих табачных фабрики. Дефицит табака – в результате масса недовольных, дикие очереди, спекуляция…

Другой пример. Одновременно закрыли все предприятия, производящие стиральные и моющиеся средства. Это объяснялось протестом экологов.

При плановом хозяйстве такое могло быть только при сознательном вредительстве.

Сохранилась стенограмма конференции Московского объединения клубов избирателей от 16-18 сентября 1989 года. «Нужно ставить, – говорил Гавриил Харитонович Попов (2), – каждого депутата РСФСР. Он должен знать, что, если он будет голосовать не так, как скажет межрегиональная группа, то жить ему в этой стране будет невозможно. Проблема — взять выборы под полный контроль. Начать выбирать в избирательную комиссию своих от населения».

И ещё. Гавриил Харитонович произнес такие слова: «Для достижения всеобщего народного возмущения довести систему торговли до такого состояния, чтобы ничего невозможно было приобрести. Таким образом, можно добиться всеобщих забастовок рабочих в Москве. Затем ввести полностью карточную систему. Оставшиеся товары (от карточек) продавать по произвольным ценам».

Когда были пустые полки в Москве и других городах, на подъездных путях к столице стояли сотни рефрижераторов с мясом, маслом, сыром… Их просто не пропускали в Москву для реализации населению.

За это никто не ответил. Я считаю, что Николай Иванович Рыжков как председатель Совета Министров, когда принимались эти постановления, несет определенную долю ответственности. И его преемник – премьер-министр СССР – Валентин Сергеевич Павлов тоже, хотя о покойных говорить плохо и не принято. При нем эти безобразия получили самое широкое развитие.

Таким образом, к августу 1991 года было сделано все, чтобы, во-первых, ослабить роль партии, во-вторых, подорвать управляемость государством и резко ухудшить материальное положение населения. Это было сделано не внешними силами. Может быть, под давлением внешних сил. Это было сделано самими руководителями партии и государства, что привело потом к катастрофическим последствиям. Это было сделано за 2-3 года: 1989, 1990, первая половина 1991 года…

До 1989 года у нас экономика развивалась хоть и медленно, но поступательно. 1-2 процента прироста было. В 1989 году наступила стагнация, когда не было роста ни промышленного, ни сельскохозяйственного производства. А в 1990 году уже пошел спад, сокращение производства.

Необходимо сказать и о негативной роли, которую сыграли внешние силы. США дезинформировали руководство СССР о том, что они готовятся к звездным войнам. Специально забрасывалась информация о значительных успехах в реализации этого проекта. Для чего это было нужно? В СССР экономика носила милитаризованный характер, поскольку 75 процентов относилось к машиностроению и к оборонной промышленности и только 25 процентов относилось к производству товаров народного потребления. Те страны, где люди живут достаточно благополучно, это соотношение 50 на 50.

Итак, США нас втянули в дальнейшую гонку вооружений, напрягли нашу экономику до предела

Второе. США было предпринято давление на нефтедобывающие страны, в частности, на Саудовскую Аравию, чтобы они резко увеличили производство нефти. Для чего это было нужно? В то время стоимость одного барреля Нефти составляла 35 долларов. Себестоимость его в СССР была 11-12 долларов за баррель. Достаточно большая прибыль, которую можно было использовать для закупки недостающего продовольствия за рубежом. При росте добычи нефти нефтеперерабатывающими странами под давлением США цена нефти упала с 35 до 10-11 долларов за баррель. По существу, до себестоимости производства нефти в СССР, то есть прибыли за реализацию нефти за рубежом Советский Союз уже не получал. Это подрывало экономику, была пустота на полках.

Третье. Были скоординированы действия всех ведущих разведок мира для того, чтобы сформировать в Советском Союзе пятую колонну. И такая пятая колонна, к сожалению, из нашей интеллигенции была подготовлена. Я помню выступление на одном из наших съездов народных депутатов известного писателя Сергея Залыгина. Он сказал, что интеллигенция должна понять: что она сделала, что ей ещё предстоит сделать и что она натворила…

Практически все СМИ, и это было при содействии отдела пропаганды ЦК КПСС, перешли в руки людей, явно пропагандирующих антисоветские настроения и выступающих против КПСС.

Было порядка 50 так называемых говорящих голов, которые допускались на экран и проводили эту политику. Могу назвать Попова, Шмелёва. Лисичкина и ряд других экономистов, которые всячески доказывали необходимость смены экономического строя в нашей стране.

Таким образом, было подготовлено общественное настроение. Имею в виду и то, что происходило внутри страны, и те действия, которые производили наши так называемые друзья из-за рубежа.

Не хватало только спички, чтобы вспыхнул пожар. И такой спичкой стал Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), созданный в августе 1991 года.

***

Подготовка августовских событий 1991 года не была секретом. Знали об этом и М.С.Горбачев, и Б.Н.Ельцин.

Прошло 20 лет, появилось множество мемуаров. В некоторых авторы излагают своё видение, свою точку зрения. А иногда проскальзывают подтасовки, иногда и полное враньё.

События того времени — история нашей страны. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но быть точной — должна. И я, как очевидец, как участник, имею право на уточнения. Это, мне кажется, моя обязанность.

В марте 1991 года мы вместе с О.С.Шениным (3) были у В.А.Ивашко (4) по нашим внутрипартийным делам. Раздался звонок Горбачёва. Узнав, кто у него находится, Горбачев сказал: «Бери Олега и Прокофьева, и приезжайте ко мне в Кремль».

В Кремле мы прошли к Горбачеву в так называемую Ореховую комнату, которая располагалась между залом заседаний Политбюро и кабинетом Горбачёва. Там уже сидели за круглым столом А.И.Лукьянов (5), Д.Т.Язов (6), Б.К.Пуго (7). Из секретарей я заметил Г.В.Семёнову (8), Е.С.Строева (6). Присутствовали Г.И.Янаев (10) и В.И.Болдин (11).

Состав был весьма необычный. Это и не Политбюро и не Секретарит, а сбор руководителей государства и партии. Шёл разговор о положении в стране.

Положение было тяжёлым. В марте бастовали шахтёры, останавливались в связи с этим металлургические заводы, и потери металлургического производства составляли примерно столько же, сколько страна потеряла в годы Великой Отечественной. Производство металла сократилось на 30%. Страна стояла накануне серьезного экономического кризиса.

Тогда, в марте 1991 года, впервые прозвучала мысль о введении в СССР чрезвычайного положения.

На совещании Горбачёв создал комиссию под руководством Г.И.Янаева. В комиссию входили все будущие члены ГКЧП, за исключением двух человек — А.И.Тизякова (12) и В.А.Стародубцева (13). Это были Г.И.Янаев, Д.Т.Язов, В.А.Крючков (14), Б.К.Пуго, В.С.Павлов, О.С.Шенин и В.И.Болдин. Был включён туда и я.

По поручению Горбачёва после совещания мы перешли в кабинет Янаева, где договорились, что сотрудники Крючкова, Пуго и Болдина проработают формы введения чрезвычайного положения в стране, а затем мы встретимся и обсудим, как всё должно происходить.

Собиралась эта комиссия с моим присутствием ещё дважды — у Янаева и Язова. В принципе предложения о том, как вводить чрезвычайное положение в стране с учётом существующей Конституции, международной практики законов, были проработаны. Группа генералов, офицеров Крючкова из идеологических подразделений даже готовила воззвание к народу, которое в августе и было озвучено.

Когда проходило совещание у Язова, возник острый вопрос: Горбачёв может вести дело по принципу «вперёд-назад», потом остановится.

Как быть в таком случае? Кто-то сказал, что тогда Янаеву придётся брать руководство страной в свои руки. Он запротестовал: ни физически, ни интеллектуально, мол, не готов исполнять обязанности президента, такой вариант неприемлем.

Пуго с Язовым заявили, что вводить чрезвычайное положение они согласны только при условии конституционного решения вопроса, то есть при согласии президента и по решению Верховного Совета СССР. В ином случае они участвовать во введении чрезвычайного положения не будут.

О том, что заседания проходили, Горбачёв знал. Например, когда мы были у Язова, он возвращался из Японии и с борта самолёта позвонил Крючкову. Тот в разговоре с Горбачёвым сказал, что, выполняя его поручение, мы сейчас сидим и совещаемся.

Так что Горбачёв был инициатором разработки документов о введении чрезвычайного положения в стране, и, в сущности, почти весь состав ГКЧП сформирован им.

В марте эти материалы были на стадии черновых документов. В конце апреля Горбачёв получил все уже согласованные предложения. Тогда же он позвонил мне, советовался: положение в стране улучшается, может быть, и не надо принимать закона или постановления о введении чрезвычайного положения, а принять чрезвычайные меры, ввести чрезвычайное положение в отдельных регионах и отдельных областях?

Я с ним согласился. Когда мы обсуждали эту проблему в марте, было совершенно ясно, что ввести чрезвычайное положение на огромной территории России никаких ни финансовых, ни административных сил не хватит. Речь может идти только о введении мер в отдельных, наиболее важных отраслях промышленности, определяющих работу экономики и ряде регионов страны, в том числе Москве и Ленинграде.

Вскоре был принят окончательный документ. На основании подготовленных материалов издали Указ Президента Горбачёва о порядке введения чрезвычайного положения в отдельных регионах и отраслях народного хозяйства страны. Этот Указ был опубликован в мае, и прошёл почти незаметно.

Единственное, что мне тогда запомнилось: позвонил Горбачёв и, посмеиваясь, сказал: «Я вот с Ельциным согласовал Указ. Он дал согласие и внёс только одну поправку: Указ вводится только на год. А нам больше одного года и не надо».

После мая политическое положение в стране вновь стало обостряться. Возникло Движение демократических реформ, была создана партия А.В.Руцкого (15), пошёл в политическом отношении ещё больший раскол в обществе.

***

В начале августа 1991-го Горбачёв улетел в отпуск. Последний раз я с ним разговаривал 4 августа.

А через несколько дней мне позвонил председатель КГБ В.А. Крючков и предложил встретиться на объекте АВС.

С Крючковым пошёл разговор о положении в стране, и он поинтересовался моей точкой зрения на введение чрезвычайного положения в августе. Попросил назвать людей, которые могли бы войти в состав будущего органа управления. Он совершенно четко сказал, что партия не должна в этом участвовать, и представители партии не войдут в состав комитета: «Партия должна быть в стороне от этого дела. Это дело чисто государственное». Тогда я воспринял слова именно так. Теперь думаю по-другому. Если бы в состав ГКЧП вошли руководители партии, то он получил бы поддержку партийных масс, что не входило в планы его организаторов.

Я высказал два соображения. Первое. В августе не время вводить чрезвычайное положение, это самый благоприятный месяц в смысле обеспечения питанием. А в смысле политическом — месяц разрядки. Многие разъехались на каникулы, в отпуска, в Москве ни митингов, ни демонстраций, ни политических схваток. Населению будет непонятно, с какой стати вводится чрезвычайное положение. Одно дело в марте, когда останавливались заводы и экономика была на грани катастрофы, другое — когда всё обстоит более-менее благополучно.

И второе. На мой взгляд, не надо создавать никакого нового органа, потому что это не предусмотрено Конституцией. Есть утверждёный Верховным Советом СССР Совет Безопасности, из которого, за исключением двух человек — В.В.Бакатина (16) и Е.М.Примакова (17), — все остальные принимали участие в осуществлении поручения Горбачёва по разработке положения о введении чрезвычайного положения. Так что Комитет, или группа людей, которые занимаются вопросом введения чрезвычайного положения, сразу являются легитимными, их не надо утверждать, они уже утверждены.

Крючков засомневался в возможном поведении Горбачёва: тот, как всегда, займет двойственную позицию — ни да, ни нет. Я возразил. Сейчас главное не Горбачев, поскольку Михаил Сергеевич уже полностью потерял авторитет, а Ельцин. Он популярен, и народ его поддерживает. Эта фигура, от которой зависит решение проблемы.

Крючков высказался примерно так: с Ельциным мы договоримся, решим эту проблему без каких-либо мер. Когда я ещё раз попытался объяснить, что сейчас несвоевременно вводить чрезвычайное положение, он сообщил: «Мои аналитики того же мнения». Но, по-видимому, у Крючкова были и другие советники.

Через несколько лет я встречался с бывшим руководителем группы аналитиков. Он подтвердил: действительно они давали прогноз — нельзя вводить чрезвычайное положение в августе. Это нецелесообразно и поддержано не будет.

Уже тогда предполагалось, что 20 августа будет подписан Союзный договор. Улетая, Горбачёв пообещал вернуться к 19 августа, прервав отпуск для его подписания.

17 августа вечером мне позвонил О.С.Шенин (у нас дачи были в одном поселке) и, хотя мы с ним никогда вечерами не гуляли, пригласил принять участие в прогулке. Это было часов в 10-11 вечера — довольно поздновато для рандеву. Вначале он был с женой, и разговоры ни о чём важном не шли. Когда она ушла, Шенин сообщил, что сегодня произошла встреча, и было принято решение: завтра, 18 августа, лететь к Горбачёву, убеждать его в необходимости введения чрезвычайного положения.

В своих воспоминаниях Крючков пишет, что на совещании 18 августа присутствовали Бакланов (18), Шенин, Язов, Болдин, Прокофьев и он. Владимир Александрович ошибается: я 18 августа не присутствовал — не пригласили.

Кстати, то, что я не был на заседании 18 августа, меня в определенной степени спасло. Потому что привлекали к уголовной ответственности всех, кто собирался 18 вечером, а я проходил как свидетель. Если бы я был приглашён, то проходил бы как участник.

Разговор во время прогулки с Шениным стал для меня неожиданным. После разговора с Крючковым я думал, что чрезвычайное положение отодвинется на осень, когда сложится трудная ситуация, и люди поймут, для чего оно вводится.

Однако в словах Шенина тоже была логика: необходимо убрать урожай, подготовиться к зиме. Но тогда не нужно было вводить танки! Причём в этой беседе не шёл разговор о подписании Союзного договора. Речь шла только об экономике страны, которая катилась под уклон, и нужно остановить это сползание и нормально войти в зиму. Поэтому в разговоре не было упоминания о введении чрезвычайного положения касательно армии и комендантского часа.

Шенин попросил, чтобы 18 августа я был на работе. Несколько будущих членов ГКЧП в 13 часов улетали в Форос. Примерно в это время подъехал и я. Просидел до самого вечера. За это время было только одно событие: приезжал генерал от Крючкова и привёз проект «Обращения к народу». Там я не увидел ни списка ГКЧП, ни самого названия.

Около одиннадати часов вечера позвонил Шенин: они вернулись из Фороса. Олег рассказал, чем окончилась встреча: раздражённый Горбачёв крикнул: «Действуйте, как хотите!». Это совпадает с тем, что пишут в своих воспоминаниях Крючков и остальные участники поездки к Горбачёву. Впрочем, как и сам Михаил Сергеевич. Правда, Шенин сказал, что Горбачёв выразился непристойно.

Шенин сообщил: сейчас готовятся материалы для публикации в СМИ, секретарь ЦК Манаенков приглашает к себе Кравченко (тот возглавлял телевидение) и исполняющего обязанности генерального директора ТАСС, и я должен присутствовать на этой беседе.

В 2 часа ночи принесли документы, а потом подъехал Кравченко и исполняющий обязанности гендиректора ТАСС. Мы ознакомились с бумагами. Оба представителя СМИ заявили, что они передадут их в том случае, если документы попадут к ним по официальной линии — как обычно, привезёт фельдсвязь от Совета Министров СССР. А просто так, из рук в руки, ни тот, ни другой документы не возьмут.

Над документами работали в течение ночи. Их подвозили, вероятно, по мере готовности. Я видел лишь те, что были подготовлены заранее командой, которую создал Горбачёв. Было Обращение к советскому народу, был Указ, что отменяются действия всех неконституционных органов на территории страны.

Но хотя все эти документы были подготовлены в своё время по указанию Горбачёва, я был глубоко убеждён, что Михаил Сергеевич постарается как-то отвертеться. А результаты поездки тоже предвидел: он уйдет в сторону. Ни одно крупное происшествие в стране не проходило при его участии: то ли стечение обстоятельств, то ли продуманная политика у него была разработана…

Только я вернулся от Манаенкова, как позвонил Шенин. Я отправился к нему. Очень возбуждённый, он сказал, что создан ГКЧП и возглавил его Янаев. Шёл пятый час утра. Когда ночью представителей СМИ знакомили с документами, это ещё не было известно. Даже слово «ГКЧП» я услышал впервые.

У меня было двойственное ощущение. С одной стороны, я понимал, что раз Президент уходит от наведения порядка в стране, то кто-то должен взять власть в свои руки.

А с другой, я сделал вывод: раз назывался Янаев, вопрос с Горбачёвым согласован. Ни Янаев, ни Язов, по моему понятию, без договоренности с Горбачёвым никаких действий предпринимать не стали бы. Слишком они ему верили и были законопослушны.

***

Тревога появилась лишь утром.

Я в то время ещё не знал, что в Москву вводятся войска. Конечно, можно было предположить, что какие-то меры по охране правительственных зданий будут приняты. Но что введут в таком количестве войска и бронетехнику, не ожидал.

В 8 утра меня разбудил Крючков. Он посоветовал позвонить Ю.М.Лужкову (19) и договориться о совместных действиях, чтобы в Москве не было беспорядков.

Кроме того, что связаться с Лужковым меня попросил Крючков, я считал, что нужно было быстро принять решение о преобразовании правительства Москвы в Исполнительный комитет. Поскольку в обращении ГКЧП было сказано о ликвидации всех неконституционных органов власти. Правительство Москвы именно таким органом и было, и я понимал, к чему это может привести. Может быть, изменить название, даже не меняя людей. Тогда все остаются на местах, работают, и все приводится в соответствие с Конституцией.

Позвонил я Лужкову, попросил приехать. Он спросил: «На каком основании вы меня вызываете?» — «Я не вызываю вас. Просто хотел поговорить как коммунист с коммунистом (он в июле последний раз платил партийные взносы), обсудить, что надо предпри­нять, чтобы в городе был порядок». Лужков ответил, что не приедет, потому что отправляется к Ельцину.

Время было не для обид. Я резонно заметил, что это его право — советоваться с Ельциным, но попросил всё-таки потом приехать ко мне. Лужков повторил: нет, не приедет.

Когда Юрий Михайлович вернулся от Ельцина, с ним вообще было бесполезно разговаривать. Он заявил, что правительство Москвы останется, что это переворот и действия неконституционные.

Эти мои переговоры почему-то полюбили «цитировать» иные мемуаристы. Особенно разошёлся и, естественно, переврал Г.Х.Попов. Я всегда считал, что он самый умный, самый хитрый, но и самый беспринципный политик.

***

К 10 часам утра меня вызвали на заседание секретариата ЦК. Вёл его Шенин. Наблюдались растерянность и непонимание: что, зачем и как надо делать. Большинство членов Секретариата ЦК не участвовали в мартовских совещаниях и не были в курсе всех закулисных действий. И Шенин вёл себя «чисто информативно», позицию свою конкретно не определял.

После заседания Секретариата ЦК, посоветовавшись с секретарями МГК КПСС, собрали партийный актив, членов ГК, секретарей РК партии.

Я выступил в принципе в поддержку мер, которые вводились в стране, поскольку, если прочитать «Обращение к народу», любой здравомыслящий человек его поддержал бы. В конце я сказал, что, если в дальнейшем действия будут осуществляться в конституционном поле, а начало вроде обнадеживает, то мы будем поддерживать, а если нет, партийная организация поддерживать не должна.

У меня вызывало недоумение введение совершенно необоснованно такого большого количества войск. И ещё — вроде бы частное: у Горбачёва был лишь радикулит, и ссылаться на его болезнь в такое время неправомерно. Если хотели наводить порядок законным путём, надо было вести разговор о том, что Президент практически самоустранился от руководства страной, в тяжелый период ушёл в отпуск, отказался возвратиться в Москву, хотя к нему приезжала представительная делегация. Вот поэтому до решения сессии Верховного Совета СССР власть передаётся вице-президенту. Это было бы понятно, всё было бы нормально. А здесь я увидел попытку слукавить, схитрить. Это сразу же меня насторожило.

Одна из проблем, которую я поднимал на встрече с активом, — проблема Армии. Основное требование к районным организациям: не допустить провокаций против неё. Наоборот, поддержать солдат, где можно, горячим питанием, вниманием, беседами. Самое главное — проследить, чтобы не было никаких провокационных вылазок против Армии. Я прекрасно понимал: если прольётся кровь, дело примет другой оборот.

***

В середине дня 19 августа стали поступать тревожные сообщения: эмиссары Моссовета разъезжают по заводам, призывают к забастовкам, к выходу на улицы, манифестациям.

Вызвало тревогу и то, что ГКЧП взял под контроль СМИ, причём довольно неуклюже закрыв все, кроме партийных изданий.

Была закрыта и радиостанция «Эхо Москвы». Но приехал заместитель министра связи Иванов с автоматчиками — станцию открыли. Автоматчики встали у входа, и станция стала призывать граждан к оружию, к защите Белого дома.

Самую главную тревогу вызывала возможность возникновения в городе волнений. Мне сообщали, что настроения жителей Москвы разделились. Много войск — значит, всё может произойти. Не хотелось повторения Баку, Вильнюса и Тбилиси.

Звоню Лужкову — с ним не соединяют. Соединили с Янаевым, и я высказал ему все свои сомнения по телефону. Он предложил: «Приезжай в Кремль. Мы сейчас будем это обсуждать».

Вот так я впервые оказался на заседании ГКЧП. Сам навязался, напросился туда. Обсуждали пресс- конференцию, которая будет проходить. Слушали сообщение министра иностранных дел А.А. Бессмертных о реакции за рубежом. Предлагали собрать послов, но он сказал, что все необходимые указания послам даны. Как в таких случаях делается, подтверждён внешнеполитический курс Советского Союза и нынешнего коллективного руководства.

Бессмертных вёл себя очень спокойно, по-дело­вому,