http://tuofikea.ru/novelty

Горькая война без героев: годовщина конфликта РФ и Грузии

Буквально только что мы отметили третью годовщину российско-грузинской войны. Грузия имеет и сейчас весьма сложные отношения с её двумя сепаратистскими регионами: Абхазией и Южной Осетией. Еще до своей независимости от Советского Союза, Грузия воевала с ними. В 1989 году Грузия посылала свои внутренние войска в Сухуми, столицу Абхазии.

Поскольку эти две провинции обратились за помощью именно к России, в американской политике сразу же возникла вектор поддержки грузинской стороны, по причине уже исторически сложившейся привычки поддерживать образ “плохой России”. Видите ли, Михаил Саакашвили выиграл революцию против Эдуарда Шеварднадзе, он говорит по-английски, любит демократию и тому подобное.

Но в американской версии событий о территориальной целостности Грузии полностью отсутствует упоминание о том, что до Сталина Абхазия была, по сути дела, самостоятельной страной с собственной культурой, языком, правительством и традициями, или что до 1921 года у Южной Осетии также был собственный язык и самобытная культура. На самом деле, те аргументы, которыми американские политики оправдывают независимость Косова от Сербии, вполне применимы и для оправдания независимости Абхазии и Южной Осетии (то есть, если вы верите в право на самоопределение и в право на выход из состава далекого и враждебного вам государства). Но по какой-то причине они не применяются.

В то же время при Саакашвили, правительство Грузии предприняло достаточное число громких информационных кампаний направленных на американскую общественность и правительство США. Они обнаружили там весьма восприимчивую аудиторию в американском парламенте, где сенаторы благосклонные к Тбилиси объявили Россию новым злодеем, которого Америка просто должна осадить.

Так как большинство американцев в возрасте старше 30 по-прежнему с недоверием относятся к России, достаточно легко попасть на старую тропу неприятия России. То есть любые движения против России автоматически воспринимаются положительно.

Русско-грузинское соперничество, конечно, поддается таким настроениям: на поверхностном уровне это выглядит так: Россия вторглась в Грузию, убила много людей и уничтожила кучу зданий, а затем оккупировала грузинские территории. Однако грузинская версия развития событий, сутью которой является инициация войны со стороны России, ошибочна. Независимые комиссии, которые анализировали ситуацию, пришли к выводу, что войну фактически развязала Грузия. Однако не смогла закончить её поскольку она (Грузия) изначально полагала, что получит поддержку от Америки. Со стороны России также были ошибки, например когда она решили вторгнуться в Грузию и оккупировала города. Провокация не может служить оправданием для действий России. Но в то же время нет никакого оправдания для грузинского артобстрела Цхинвали, поскольку там погибли мирные жители, а также российские миротворцы, участвующих в операции ООН по поддержанию мира.

Увы, обе стороны остаются непреклонными. В конце концов, Америка приняла сторону Грузии в ее войне с Россией, но американцы удивляются, когда Россия указывает на американские интересы в Грузии.

Поэтому с большим интересом я сел за изучение сценария фильма Ренни Харлина (Renny Harlin) «5 дней войны».

В этом фильме речь идет о войне 2008 года в Грузии. Энди Гарсиа (Andy Garcia), играет роль президента Грузии — Михаила Саакашвили. Действительно ли важно, что фильм был произведен при поддержке члена грузинского парламента, а также, что грузинские вооруженные силы обеспечили аппаратные средства? Конечно да.

Это фильм не претендует на нейтральность, баланс или справедливость.

Все грузины — чистые кадровые военные. Все русские – кровожадные социопаты, которые с удовольствием уничтожают невинных. Первая сцена, где журналисты, подвергающиеся нападению двух дюжин иракцев, спасены безупречными грузинскими солдатами, задает соответствующий тон всей картине: грузины — герои свободы, демократии и правдивой журналистики.

Конечно, смотря этот фильм мы, вероятно, должны проигнорировать неустанное преследование грузинского правительства журналистов, которые критикуют правительство Саакашвили. И сегмент новостей, который освещает мольбы Грузии по вступлению в НАТО и происки России по восстановлению Советского Союза. Какая уж тут беспристрастность.

Конечно, можно развести в разные стороны посыл фильма и сам фильм. Но если игнорировать захватывающие сцены боев, то сюжет просто исчезнет. Концепция начала войны полностью противоречит отчетам ОБСЕ и ЕС о том, как эта война начиналась. Грузия в этом фильме заинтересована в дипломатическом решении спора; а эти ужасные русские, прячась за спинами гражданского населения, нападают на мирные грузинские села (к сожалению, действительность в Южной Осетии намного сложнее). Нет ни слова о российских миротворцах, убитых в Южной Осетии грузинами еще до официального начала боевых действий, хотя это была важнейшая причина, заставившая Россию ввести туда свои войска.

В фильме есть некоторые интересные размышления о том, как военные журналисты одержимы войной, и как она им надоела. Но в этом нет ничего нового. Например, в картине много говорится о том, как СМИ игнорировали войну, но это просто неправда. Первый день войны затмило открытие Олимпиады, однако война в Грузии была главной темой международных новостей большую часть августа. Игра актеров вполне приличная — Вэл Килмер (Val Kilmer) в роли оператора оказался приятным сюрпризом, сыграв очень тонко. Однако вопиющая несбалансированность сюжета слишком сильно отвлекает внимание, и контуры захватывающего кино исчезают.

О «5 днях войны» все-таки можно сказать много хорошего. Грузинские виды восхитительны, и Ренни Харлин смакует их со страстью давно забытого любовника. Тбилиси смахивает на космополитический город с прекрасной архитектурой. Да и сцены сюжета сделаны очень хорошо – может, немного карикатурно, но для боевика это даже и неплохо. Это остается в подтексте, но у Энди Гарсии в роли Саакашвили в речи явный славянский акцент, хотя все его советники говорят на безупречном американском английском. Возможно, это просто голливудский шаблон. Но возможно, в этом есть и определенный подтекст. В правительстве Саакашвили работает множество американцев в качестве советников, инструкторов и сотрудников министерств (Саакашвили сам учился в Колумбийском университете и у него обширный круг общения среди элиты Нью-Йорка). Непонятно, было ли это сделано преднамеренно или случайно.

Так что, если вы можете проигнорировать политику, проигнорировать тот факт, что фильм этот, по сути дела, есть грузинская пропаганда, то «5 дней войны» могут стать весьма увлекательным повествованием о военных действиях, особенно в их третью годовщину. Но картина не является точным отражением произошедшего в те дни. Это не особенно честный анализ тех причин, которые привели к войне. Если думать о картине как о зрелищной забаве, то она великолепна. Просто … постарайтесь не обращать внимания на то, что хотят сказать ее авторы.