http://tuofikea.ru/novelty

Минэкономразвития возьмет транспортные суда под контроль

Минэкономразвития проводит публичные консультации по оценке законопроекта, регулирующего деятельность по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов ВБР и произведенной на судах рыбной и иной продукции из них.

Как сообщили РИА Fishnews.ru в министерстве, предложения по указанному проекту федерального закона все заинтересованные лица могут направлять в департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития в срок до 18 августа.

Согласно пояснительной записке, предусмотренные законопроектом функции и полномочия по оформлению, выдаче, регистрации и аннулированию разрешений на приемо-транспортные операции с уловами водных биоресурсов и произведенной на судах рыбной и иной продукцией, а также по внесению в эти документы изменений будут возложены на Федеральное агентство по рыболовству.

Законопроект устанавливает права и обязанности субъектов предпринимательской и иной деятельности, осуществляющих приемо-транспортные операции, порядок уведомления уполномоченного органа о намерении осуществлять подобные операции, получения разрешений, предоставления ССД и оснащения судов ТСК, а также указывает санкции за нарушения порядка.

Напомним, что в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, с 1 января 2006 г. в РФ прекращено лицензирование деятельности по проведению приемо-транспортных операций. В результате в настоящее время такие суда не обязаны получать какие-либо разрешения, иметь на борту технические средства контроля, а также предоставлять судовые суточные донесения, что не позволяет в полной мере осуществлять госконтроль объемов добычи ВБР и оборота рыбопродукции.

Между тем ситуация, когда приемо-транспортные суда задействуют в перегрузке незаконно добытых водных биоресурсов и их вывозе в иностранные порты, приобретает все более масштабный характер, а наносимый РФ экономический ущерб, по экспертным оценкам, составляет более 20% от стоимости всех добываемых в стране биоресурсов. При этом, как отмечено в пояснении к законопроекту, соответствующие уполномоченные федеральные органы не располагают полной и достоверной информацией о том, сколько таких судов находится в российских водах и каковы результаты их деятельности.

По оценкам ФАО ООН, объемы оборота незаконно добытой продукции морского промысла составляют около 20% от всех уловов ВБР. В этой связи можно с большой долей вероятности предположить, что РФ, занимающая 9 место в мире по объемам добычи водных биоресурсов, от незаконного промысла несет потери, равные или близкие в ценовом выражении 1 млрд. долларов.

Отмечено также, что значительная часть приемо-транспортных операций с уловами ВБР, незаконно добытыми в российских водах, осуществляется судами под «удобными» флагами. Для сравнения: за период с 2005 по 2010 гг. в Дальневосточном регионе только пограничными органами ФСБ России было задержано около 500 таких судов. По решению суда 58 из них было конфисковано, в 2010 г. эта цифра составила уже 25 судов. При этом доля «подфлажников» среди общего числа задержанных в ИЭЗ РФ судов в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Если в 2009 г. она составила 45%, то в 2010 г. – уже 77,5%.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит включить приемо-транспортные суда в действующую систему административных и уголовных санкций за нарушение порядка и условий осуществления рыболовства. Кроме того, возможность осуществления подобного рода операций только судами, плавающими под государственным флагом РФ и флагами иностранных государств, заключивших с Россией международные договоры в области рыболовства и сохранения ВБР, будет способствовать реализации решения оперативного совещания Совета безопасности РФ об осуществлении разработки и реализации системы мер, направленных на пресечение ННН-промысла в российской экономзоне.

Предполагается, что стоимость госпошлины за выдачу одного разрешения на приемо-транспортные операции с уловами ВБР в море составит 500 рублей. Издержки субъектов предпринимательской деятельности, связанные с оснащением одного судна ТСК (разовые), составят от 2,6 тыс. до 7 тыс. долларов в зависимости от модели оборудования и коснутся лишь тех, чьи суда еще не оснащены системами контроля.

Также в министерстве отметили, что за период размещения законопроекта на сайте Росрыболовства (с 30 мая 2011 г.) для открытого обсуждения никаких предложений и замечаний от субъектов предпринимательской деятельности не поступало.