http://tuofikea.ru/novelty

Ярослав Загорец о бесполезности Госдумы

Помните, как у классика? «Представьте, что вы идиот. А теперь представьте, что вы конгрессмен. Впрочем, я повторяюсь». Честно говоря, я бы повесил эту цитату из автобиографии Марка Твена на дверь Госдумы хоть сегодня (с поправкой «конгрессмена» на «депутата»), но, боюсь, мне никто не позволит. Хотя, если бы наши законодатели обладали хоть минимальным чувством юмора, им бы эта идея наверняка понравилась. В конце концов, когда-то ведь надо начинать относиться к себе чуть более снисходительно. Особенно если остальные россияне без смеха на российский парламент уже давно не смотрят.

Нет, ну правда. Как можно серьезно относиться к депутатам, которые, не подумав, принимают закон, разрешающий продажу пива в детских садах, сами себе торжественно раздают «айпады», а главный депутат, надувая усы, с высоченной трибуны рассказывает о «конструктивном характере дискуссии при обсуждении законов, которые выходят из стен Госдумы и по которым живет страна».

Страна-то, может, и живет, да вот только о конструктивной дискуссии, да и вообще о происходящем за стенами Госдумы знает далеко не каждый. Да что там не каждый — недавний опрос одного уважаемого исследовательского центра показал, что 49 процентов россиян «довольно смутно» знают о том, чем занимались депутаты в течение последних трех с половиной лет. 41 процент «не знает об этом ничего». В сумме это — 90 процентов. Смешно, аж до слез.

Будем, конечно, справедливы. 6 процентов опрошенных все-таки ответили, что имеют о работе Госдумы «довольно полное представление». Уверен, они не соврали, как не соврали и оставшиеся проценты россиян, затруднившиеся ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Я, например, отнесу себя именно к категории «затруднившихся». Ежедневно я читаю десятки сообщений о том, что депутаты внесли-обсудили-рассмотрели-приняли-отклонили какие-то законопроекты, но понимания того, чем они занимаются, у меня от этого не прибавляется. Мне безусловно нравится регулярно просматривать подборки фотографий в еженедельных журналах, на которых депутаты меряются гаджетами, мило болтают, читают газеты или спят. Но это ведь парламент, а не вудхаузовский клуб «Трутень», правда?

Конечно, сравнивать российских депутатов с литературными «трутнями» было бы неправильно. Особенно если учесть, что любимым развлечением последних было кидание друг в друга хлебом во время обеда. Но иногда сходство нашего парламента с закрытым клубом все же прекрасно просматривается. Как и любой закрытый клуб, Госдума не любит чужаков и праздно шатающуюся публику, которая все время норовит сунуть свой нос куда не следует. А если человеку со стороны случайно удается попасть за заветные двери, напыщенный швейцар тут же выталкивает его обратно на улицу.

Помните историю со студентом, которого распределили на практику в Думу, а он потом написал в своем блоге всю правду о работе депутатов? Помните его рассказ о том, что «слуги народа» задумчиво бродят по залу, играют в карты, а в нужный момент не глядя нажимают на кнопочки по указанию «толстенькой тетеньки в красном»? Ну так вот, после всей этой истории его почти сразу же с практики выгнали. А депутаты с пеной у рта начали доказывать чуть ли не всем российским журналистам, что молодой человек врет. Нет никакой тетеньки в красном, да и игральных карт в Госдуме отродясь не было. Вранье все это. А что тогда не вранье — рассказать забыли. Оставив в недоумении меня и еще 90 процентов россиян.

И все же есть еще люди, которым нынешние депутаты нравятся. Я уважаю мнение этих соотечественников, поэтому не могу замалчивать факт их существования. Между прочим, в уже упомянутом опросе их набрался целый один процент. Хотя, если учесть, что статистическая погрешность этого исследования колеблется в районе 3,4 процента, то их количество может быть даже отрицательным. Что, наверное, больше похоже на правду.

Скептики, к которым я время от времени отношу и себя, наверняка скажут, что такие опросы на самом деле ничего не значат — а вдруг у всех россиян внезапно испортилось настроение и они просто вредничали, отвечая на глупые вопросы социологов? Или, может быть, ткнут меня носом в цифры шестилетней давности, судя по которым за последние годы россияне стали немного добрее к тем, кого они собственноручно избрали.

Но еще лучше было бы указать мне на то, что при желании любое исследование можно подогнать под какой угодно тезис. Ведь изучала же недавно Высшая школа экономики вопрос о том, как отличается образ мыслей российских депутатов и российских же бездомных. Вывод у исследователей получился недвусмысленный — «ценностные ориентации в сфере политики» и у тех, и у других весьма схожи. «Так что же теперь, будем мерить уровень развития парламентариев и бомжей?» — воскликнет возмущенный читатель. Вот тут не знаю. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно представить себя депутатом. А это сложно.