http://tuofikea.ru/novelty

Горбачев уличен в двуличии и побирушничестве

В распоряжение германского Der Spiegel попали 30 тысяч страниц документов из архива президента СССР.

Михаил Горбачев, усилиями которого была разрушена великая держава – СССР, лишился теперь и тайн, хранившихся в его личном архиве тех времен. В распоряжение германского еженедельника Der Spiegel попали 30 000 страниц документов, которые тайно скопировал из архива первого и последнего президента СССР проживающий сейчас в Лондоне молодой российский историк Павел Строилов. Доступ к ним он получил, работая в Горбачев-фонде, который располагается в Москве на Ленинградском проспекте, 39. Там хранится около 10 000 документов, которые Горбачев вывез из Кремля, расставаясь с властью, говорится в статье, содержание которой приводит сайт InoPressa.ru.

А тайны эти Горбачев хранил от публики не зря. Да, отдельные документы архива Горбачев использовал в своих книгах, чем «сильно досаждал нынешнему кремлевскому руководству», говорится в публикации. Но «большинство бумаг до сих пор остаются под спудом», и в основном потому, что «не укладываются в тот образ, который создал себе сам Горбачев: образ целеустремленного, передового реформатора, который шаг за шагом меняет на собственный вкус свою огромную страну».

Из полученных Der Spiegel документов «явствует то, что очень не хотел бы предавать огласке Горбачев: что он подчинился течению событий в умиравшем советском государстве и в хаосе тех дней часто терял ориентацию. А кроме того, что он вел себя двулично и, вопреки собственным утверждениям, время от времени объединялся со сторонниками жесткого курса в партии и армии. Кремлевский начальник, таким образом, сделал то, что делают многие государственные мужи после ухода в отставку: впоследствии он сильно приукрасил портрет смелого реформатора».

К концу же своего бесславного правления Горбачев предстает и вовсе жалким побирушкой, который унизительно просит западных «друзей» спасти его от неминуемо приближающегося краха. К сентябрю 1991 года, говорится в публикации, экономическое положение СССР стало столь отчаянным, что Горбачеву в разговоре с министром иностранных дел Германии Гансом-Дитрихом Геншером пришлось «отбросить всякую гордость». Беседуя же с будущим федеральным президентом, а в те времена статс-секретарем Министерства финансов Германии Хорстом Келером, Горбачев пытался напомнить ему о своих заслугах перед миром: «Сколько сэкономили наша перестройка и новое мышление? Сотни миллиардов долларов для всего остального мира!»

Значительный след в архиве Горбачева оставил экс-канцлер ФРГ Гельмут Коль. Коль был «в большом долгу» у советского руководителя, поскольку Горбачев не стал препятствовать объединению Германии и ее вступлению в НАТО. При этом советский лидер, как свидетельствует публикация в Der Spiegel, считал Коля «не самым большим интеллектуалом» и «заурядным провинциальным политиком», хотя тот и располагал значительным влиянием на Западе. Тем не менее, к 1991 году вера Горбачева в Коля становится «безграничной» – очевидно, по причине отчаянного положения, в котором оказался на тот момент руководитель СССР. В телефонных разговорах того времени Горбачев «жалуется и жалуется, это – мольбы утопающего о помощи», пишет Der Spiegel. С помощью Коля Горбачев пытается «мобилизовать» Запад на спасение СССР. Кроме того, он ищет поддержки против «злейшего соперника – Бориса Ельцина», которого, как выяснится вскоре, оба недооценивают. «Горбачев хочет, чтобы за рубежом его и впредь принимали как главу великой державы, а в кулуарах вынужден побираться», – отмечает германский еженедельник.

Попавший в распоряжение Der Spiegel архив включает в себя протоколы дискуссий в Политбюро и переговоров с зарубежными лидерами, записи телефонных разговоров советского лидера и даже рукописные рекомендации, которые давали Горбачеву его советники – Вадим Загладин и Анатолий Черняев. Последние из этого перечня документы наглядно показывают как характер взаимоотношений, сложившихся внутри команды Горбачева, так и его несамостоятельность в принятии решений.

Так, в январе 1991 года «под нажимом спецслужб и армии» Горбачев согласился и на попытку наведения порядка в Литве, отмечается в публикации Der Spiegel. За два дня до штурма телецентра в Вильнюсе, при котором погибло 14 человек, Горбачев заверял президента США Джорджа Буша-старшего, что вмешательство произойдет «лишь в том случае, если прольется кровь или начнутся беспорядки, которые будут угрожать не только нашей Конституции, но и человеческим жизням». Помощник Горбачева Анатолий Черняев по этому поводу написал шефу письмо следующего содержания: «Михаил Сергеевич! Ваша речь в Верховном Совете (по поводу событий в Вильнюсе) означала конец. Это было не выступление значительного государственного деятеля. Это была сбивчивая, с запинками речь… Вы, очевидно, не знаете, что о вас думают в народе – на улицах, в магазинах, в троллейбусах. Там только и говорят, что о «Горбачеве и его клике». Вы говорили, что хотите изменить мир, и своими собственными руками эту работу губите».

В целом же, резюмирует издание, архив показывает, «насколько ошибочно… [Горбачев] оценивал положение и насколько отчаянно… боролся за свой пост».

Сам Горбачев, разумеется, не разделяет такую оценку своей деятельности на посту главы советского государства, о чем свидетельствует совпавшее по времени с публикацией Der Spiegel интервью, которое дал бывший президент СССР австрийской газете Die Presse (перевод – InoPressa.ru). Здесь он сожалеет о распаде СССР, однако продолжает оправдывать предпринятые им тогда «реформы»: «Советский Союз нуждался тогда в модернизации и демократизации, а развалилась тогда отжившая свой век модель Сталина, Хрущева и Брежнева, которая работала за счет приказов, контроля и партийной монополии». Нет, не признаётся этот разрушитель СССР, что вместе с водой он выплеснул тогда и ребенка.

Более того, человек, профукавший великую страну, по-прежнему считает вправе не только оценивать ее нынешних лидеров, но и даже давать им рекомендации. «Я пытаюсь давать объективную оценку событий, – сказал Горбачев, отвечая на вопрос журналиста, почему он то хвалит, то критикует Путина. – За первый срок правления ему удалось не допустить частичного развала страны, поэтому он уже занимает определенную нишу в истории».

Комментируя нынешнюю политическую ситуацию, Горбачев сказал: «Ближайшие 5-6 лет будут решающими. Уже образовались два полярных лагеря, один из которых выступает за модернизацию, а другой стремится удержать власть. Зачем? Чтобы сохранить добытые богатства?». Однако, продолжает он, «если Медведев не станет баллотироваться, это не приведет к катастрофе, как утверждают многие. Тем не менее, очень важно, какой из лагерей одержит победу. Если Медведев встанет во главе реформаторского лагеря, ему понадобится много сил и поддержки. Потенциал у него есть». Ну что же, Дмитрий Анатольевич Медведев, Вас можно поздравить: в Вашем стане – пополнение, да еще какое! Сам Михаил Сергеевич Горбачев с его нулевой электоральной поддержкой…

Размышляя о судьбах страны, Горбачев, впрочем, и о себе любимом не забывает. Отвечая на вопрос корреспондента австрийского издания о том, как он сам оценивает недавнее освобождение из-под стражи после недолгого задержания экс-сотрудника КГБ Головатова (того самого, который командовал группой «Альфа» в Вильнюсе в январе 1991 года), а также намерение литовских властей вызвать на допрос самого Горбачева, Михаил Сергеевич начинает оправдываться. Видимо, угроза вызова в Вильнюс на допрос не на шутку его обеспокоила. По словам Горбачева, когда атмосфера в Вильнюсе накалилась, был созван Совет Федерации, на котором было принято решение найти политический компромисс, отправив туда представителей трех республик. «Мы хотели найти политическое решение проблемы. А кто спровоцировал кого, кто отдал приказ стрелять, и кто стрелял, я не знаю. От меня таких приказов не исходило. Я не понимаю, каких показаний от меня ждет Литва», – паникует «Горби».

Поистине о многом говорящее признание. Президент крупнейшей мировой державы, обладавший в 1985 году (когда он возглавил страну) такой властью, которой не обладал ни один другой человек в мире, спустя всего 6 лет сетует, что без него кто-то отдает приказ стрелять и кто-то даже стреляет. Вот ведь какие люди нехорошие попадаются – не слушаются президента СССР…

Сейчас, правда, мы уже достаточно достоверно знаем, кто спланировал и совершил в Вильнюсе провокацию в январе 1991 года: KM.RU рассказывал о том, как тогда «свои стреляли по своим». А Горбачев по-прежнему рассказывает нам басни про каких-то непослушных дядей из руководства СССР, которые якобы помешали ему мирно договориться с литовцами. Ну и руководитель попался тогда великой стране, которая благодаря его стараниям всего за 6 лет прекратила свое существование! Судить за это надо таких руководителей, как справедливо отметил сегодня на страницах нашего портала известный политолог Сергей Черняховский. Судить, а не позволять беспрепятственно раздавать интервью зарубежным СМИ.