http://tuofikea.ru/novelty

Россия создаст свой «Гаагский трибунал»

Его инициатор упирает на то, что существующий ныне международный орган рассматривает дела так, как нужно Западу.

То, что президента Грузии Саакашвили нужно судить за Южную Осетию, очевидно: напал, невзирая на присутствие миротворцев, применял запрещенные виды оружия, приведшие к многочисленным жертвам. Пусть размер конфликта и относительно небольшой, но на фоне далеко не гигантских размеров Грузии все равно это выглядит достаточным поводом для судебного разбирательства соответствующими органами мирового сообщества.

У России в той ситуации было три варианта действий: позволить Саакашвили захватить Южную Осетию, а потом долго и безуспешно взывать к мировому сообществу, чтобы оно его осудило и призвало к порядку, дать вооруженный отпор, но режим не свергать, и положить конец правлению «Миши».

Первый был бы наихудшим, третий – наилучшим. Но Россия выбрала второй, середину, которая в данной ситуации оказалась далеко не золотой. Отпор-то она дала, но откровенного врага при власти сохранила, и он немедленно сообразил, как повернуть ситуацию к собственной выгоде: стал бить в нее, словно в бубен, ездя по миру и жалуясь любому встречному-поперечному на «обидевшую» его Россию.

Прекратить его стенания теперь мог бы Международный уголовный суд (МУС). Формально надежда на него есть, но практически – не очень. Тем не менее, официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин вчера сообщил, что Россия направила в МУС в Гааге копии материалов уголовных дел о войне в Южной Осетии, пишет «Коммерсантъ». МУС завершил аналитическую проверку этих материалов и скоро должен принять решение, начинать ли расследование. Если начнет, то пожелание Дмитрия Медведева отправить руководителей Грузии в международный трибунал может сбыться. Если нет, мы не удивимся, и будет понятно, откуда растут ноги у этого решения.

Вездесущая Грузия, впрочем, действует параллельно с Россией: она ведет не менее активную работу с МУС и намерена привлечь к ответственности руководство нашей страны. Вряд ли у нее что-то получится при всей очевидной слабости ее позиции в этом вопросе, но, кажется, она и не ставит своей целью добиться успеха, стремясь просто помешать нам.

Маркин сообщил, что прокуратура Грузии отказалась сотрудничать с российскими правоохранительными органами, и Москва направила копии материалов дела в МУС, поскольку случай относится к его юрисдикции.

Идея инициировать рассмотрение дела в МУС не нова и возникла еще в августе 2008 года (лучше бы свергли Саакашвили, тогда и идеи не потребовалось бы). Поспособствовало этому заявление прокурора МУС Луиса Морено-Окампо от 14 августа о внимательном отслеживании им ситуации в Южной Осетии. А 27 августа МУС уже затребовал материалы о войне. Тогда же осенью, при посредничестве посольства РФ в Нидерландах, в МУС начали передаваться первые заявления от граждан РФ, проживавших на территории Южной Осетии, а также российских миротворцев. По данным российской стороны, к сентябрю 2009 года было подано около 5500 заявлений. В апреле 2009 года Россия также передала 28 томов материалов, собранных в ходе расследования дела. Впоследствии сотрудники МУС дважды посетили Грузию (в ноябре 2008 года и июне 2010 года) и дважды – Россию (в марте 2010 года и феврале 2011 года). Сейчас прокурор Морено-Окампо завершил аналитическую проверку переданных Россией материалов и в скором времени может принять решение, начинать ли расследование.

Следственной группе СКР под руководством Александра Дрыманова удалось собрать убедительные доказательства того, что война в Южной Осетии была начата Грузией и в ней применялось тяжелое и запрещенное вооружение – 500-килограммовые авиабомбы ФА-500 и кассетные боеприпасы. Они использовалось против мирного населения. Доказано и применение тяжелого вооружения в отношении российских миротворцев. Последние имели лишь стрелковое оружие и пару БМП, а их городок подвергся ракетному обстрелу, а затем танковой атаке.

Если МУС даст ход заявлениям из России, следственные органы РФ готовы предоставить в распоряжение суда все материалы, доказывающие виновность конкретных грузинских должностных лиц. Впрочем, какими бы убедительными ни были материалы из России, дело может так и не дойти до суда по формальным основаниям.

Во-первых, Россия, в отличие от Грузии, не ратифицировала Римский статут, определяющий правовой статус МУС. Расследование в рамках суда может инициировать либо Совбез ООН, либо прокурор. «Мы являемся заложниками доброй воли Луиса Морено-Окампо. Если он откажется расследовать дело, инструментов, чтобы заставить МУС начать что-то делать, у нас нет», – говорит чиновник из правительства.

Во-вторых, МУС, как указано в ст. 8 Римского статута, ведет дела о военных преступлениях «в крупном масштабе». «В случаях с Югославией, Руандой, Ливией, Угандой, Конго, Суданом речь шла о тысячах жертв. В случае с Южной Осетией нет уверенности, что суд сочтет количество жертв достаточным для начала расследования», – отмечает тот же чиновник.

Потери Вооруженных сил РФ в августе 2008 года составили до 67 человек, армии Южной Осетии – около 90. В ходе войны были убиты 134 мирных жителя (по данным, которые обнародовал глава СКР Александр Бастрыкин). Всего – 291 человек. Генпрокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев называл цифру в 1694 погибших, но это не было доказано. С грузинской стороны погибли 184 представителя силовых ведомств и до 240 мирных граждан. Всего – 424. Таким образом, совокупно с двух сторон погибло 715 человек. МУС может не посчитать это количество достаточным для начала расследования.

Но если не МУС, тогда кто? Член Комитета нижней палаты по международным делам Семен Багдасаров не слишком верит в то, что международные институты займутся Грузией, и предлагает в сложившихся условиях создать альтернативный Международный трибунал, сообщает газета «Взгляд», которой он дал интервью.

«Международный трибунал в Гааге – это прозападный трибунал, который очень политизирован и рассматривает дела так, как нужно западному сообществу, – говорит он. – А, например, г-н Саакашвили тесно связан с Соединенными Штатами, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому обращаться в Международный трибунал, конечно, можно, но нужно понимать, что никаких реальных вещей там происходить не будет. Можно привести целый ряд примеров: Сербия, Судан, Ливия… В этих условиях стоит вопрос: может быть, целесообразно попытаться, по крайней мере, создать военный трибунал ряда государств стран СНГ?». Хотя, на крайний случай, говорит он, можно рассматривать такие дела и в военном трибунале Российской Федерации.

Если же развивать идею о трибунале из стран СНГ, то в него прежде всего могли бы войти Белоруссия и Казахстан, хотя нужно понимать, что на последний будет оказано сильное давление со стороны США. Кроме того, у России есть союзники по ОДКБ и ШОС. Почему бы и Китаю не присоединиться к этому начинанию, считает Багдасаров. Хотя он признает при этом, что на Поднебесную, как и на многие другие страны, давят США и их союзники. Депутат, кстати, не исключил, что в случае создания трибунала претензии им могут быть предъявлены и к кому-то из высокопоставленных американских политиков, если будет выяснено, что они причастны к нападению Грузии на Южную Осетию. Напомним, что в недавнем интервью президент России прозрачно намекнул, что решение об агрессии Саакашвили принял, в частности, после визита в Тбилиси Кондолизы Райс.

«Сейчас в мире существует блок западных государств, которые используют Международный трибунал в своих интересах. Создана система, при которой, если им кто-то не нравится, они его «доламывают» с помощью всех этих структур. Во всем мире будет появляться все больше государств, которые будут просто обижены подобным отношением. Поэтому на сегодняшний день надо больше работать с Китаем, а, возможно, и с Ираном», – заключает Багдасаров. «Я не хочу пока сравнивать НАТО с Третьим рейхом. Но мы не можем смотреть на уничтожение миллионов людей, культур, национальных и религиозных меньшинств», – говорит он. Вопрос заключается лишь в том, хватит ли у руководства РФ политической воли, чтобы реализовать эту, безусловно, здравую идею.