http://tuofikea.ru/novelty

Тайну могилы не раскрывать

Правительство России выпустило постановление, которое касается очень деликатной темы — о месте захоронения террористов.

В постановлении эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта».

Документ как бы продолжает поправки в закон от 2003 года. Напомним, по нему родственникам террористов запретили выдавать их тела.

В последнем постановлении подчеркивается — правительство считает, что вопросом захоронения должны ведать следственные органы.

По сути новый документ определяет главного отвечающего за то, чтобы от этих людей, готовых уничтожать мирных граждан, не осталось даже надписи между двумя датами на могильном камне.

В постановлении так и написано — место похорон определят «органы, проводящие предварительное следствие».

Закон о тайной могиле еще во время принятия встретил далеко не однозначную реакцию. Проще говоря, он понравился не всем. Дело дошло даже до разбирательства в Конституционном суде.

Несколько лет назад туда написали заявление родственники боевиков, погибших во время событий в Нальчике в 2005 году. Они были уверены, что отказ в выдаче тел нарушает их конституционные права. В частности, право на свободу вероисповедания.

В ответ представители российской власти утверждали, что такая мера введена в стране из-за угрозы терроризма. И время показало ее правильность.

В итоге Конституционный суд отказал заявителям в удовлетворении жалобы и признал закон о запрете выдачи тел террористов родственникам соответствующим российским конституционным нормам.

Требовали выдать тело и родственники Аслана Масхадова, убитого в марте 2005 года. Но им отказала уже Генпрокуратура. Она напомнила про нормы закона. А еще прокуратура заявила, что тело Аслана Масхадова будет похоронено в безымянной могиле. Что в итоге и было сделано.

Зачем понадобилось добавлять работу следствию еще и проблемой, куда и как похоронить террориста?

До постановления не было органа власти, который отвечал бы за тела боевиков. Силовики из разных ведомств, участвовавшие в боях с террористами, поступали с телами по собственному усмотрению.

Как заявил журналистам председатель Комитета ГД по безопасности Владимир Васильев, вопрос захоронения тел фактически не регулировался.

— Мы должны быть ответственными за безопасность граждан, а норма о невыдаче тел себя оправдала, — сказал Васильев. — Люди, которые обвешиваются взрывчаткой и взрывают незнакомых им женщин и детей, должны понимать, на что идут.

В странах, где похороны террористов проходят открыто, они могут провоцировать и часто провоцируют массовые беспорядки. Такие демонстрации в прямом эфире с Ближнего Востока нередко можно наблюдать в выпусках новостей.

Но в цивилизованных странах действует положение про тайну таких могил.

Последнее подобное секретное захоронение недавно обсуждал весь мир. Речь идет о американских властях, которые засекретили похороны Усамы бен Ладена. Напомним, убитого террориста N1 в мае похоронили в неизвестном месте Аравийского моря.

Противники тайны захоронений для террористов периодически начинают говорить, что невыдача тел ведет только к обострению ситуации.

Намекают на коррупционную составляющую. Якобы невыдача погибших террористов приводит к спекуляциям, когда правоохранители торгуют либо телами, либо информацией о том, где они похоронены. Но пока ни одного подобного примера, кроме общих фраз, защитники противоположной точки зрения привести не смогли.