http://tuofikea.ru/novelty

Севморпуть может стать конкурентом Суэцкому каналу

Совет безопасности России провел на минувшей неделе выездное совещание посвященное освоению Арктики.

Природные богатства, которыми владеет наша страна, далеко не исчерпываются залежами полезных ископаемых. К ним относятся также те выгоды, которые можно извлечь из ее географического положения, в частности Северный морской путь. И не случайно в этой связи Совет безопасности России провел в конце минувшей недели выездное совещание по Арктике на Ямале.

Арктическую территорию вдруг стали считать зоной своих интересов многие государства, прежде к арктическим не относившиеся. Претендуют они уже не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь России. Некоторые из них даже предлагают вывести эту магистраль из-под юрисдикции России ввиду возрастания ее значения на фоне таяния арктических льдов. Когда льды исчезнут, значение Севморпути возрастет многократно, и он станет реальной альтернативой Суэцкому каналу для проводки судов в Юго-Восточную Азию. Чтобы предотвратить такое развитие событий, России нужно повысить собственную активность в Арктике.

По словам секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, интервью с которым публикует «Российская газета»: «Вопросы развития российской Арктики всегда находились под самым пристальным вниманием руководства страны. Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке».

Совещание Совбеза предваряет большую международную конференцию, которая пройдет на борту ледокола «Ямал» в ходе начинающегося в эти дни арктического перехода. На ней будут обсуждены вопросы повышения эффективности международного сотрудничества в Арктике, а также транспортные и экологические проблемы региона.

При доле населения меньше 1 процента, говорит Патрушев, в российской Арктике производится продукция, которая обеспечивает около 20 процентов ВВП России и составляет более 22 процентов общероссийского экспорта. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95 процентов газа, 75 процентов нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей Российской Федерации.

«В настоящее время правительством России проводится большая и серьезная работа по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года, принятых на заседании Совбеза в августе 2008 года», — отмечает Патрушев. Разработка Стратегии развития арктической зоны России уже завершается, рассказал он. «Основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счет использования Северного морского пути».

В развитие Севморпути включается не только обеспечение проводки судов, но и создание транспортно-логистических комплексов, развитие транспортной инфраструктуры, решение вопросов военной и пограничной безопасности. Северные границы России, пока надежно прикрытые льдами, в будущем придется обустраивать заново. Везде, где присутствует человек, появляются мусорные свалки. Не избежала этой участи и Арктика. Секретарь Совбеза особо подчеркнул необходимость ликвидации стихийных свалок мусора, возникших на территории арктической зоны за прошлые годы.

Но вернемся к Севморпути. Его развитие имеет ключевое значение для защиты национальных интересов и безопасности России в Арктике. По предварительным оценкам, общий объем грузопотока по трассе в 2012 году может превысить 5 миллионов тонн. А в будущем эксперты прогнозируют увеличение грузооборота более чем в 10 раз. В соответствии с проектами по освоению месторождений полуострова Ямал, развитию Сибири и Дальнего Востока, арктическая морская транспортная система должна обеспечить объем перевозок по Северному морскому пути к 2020 году — до 64 миллионов тонн и к 2030 году — до 85 миллионов тонн.

Маршрут через Северный морской путь по сравнению с трассой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток, а также экономит 800 тонн на среднестатистическое судно. На днях завершилась проводка под личным контролем министра транспорта Игоря Левитина двух российских танкеров ледового класса тоннажом 70 тысяч тонн в Юго-Восточную Азию, что в очередной раз доказало экономическую эффективность Севморпути.

Впрочем, здесь есть и еще одна проблема. На трассах Северного пути сейчас действуют 10 линейных ледоколов, включая 6 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы», и 4 дизельных. Основная часть атомных ледоколов построена в 1970-1990 годы и потребует замены в связи с приближением предельного срока службы. На данный момент только два ледокола «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс.

В рамках программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годы» планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт.

Ранее глава ВМФ Владимир Высоцкий выступил с заявлением, что российским интересам в Арктике угрожают флотилии НАТО, Китая, Японии, Кореи, Малайзии и Таиланда.

«В настоящее время в Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз… которые могут негативно влиять на состояние экономических интересов РФ», – заявил Высоцкий на заседании морской коллегии при правительстве РФ в Нарьян-Маре.

Зоной своих интересов, по словам адмирала, Арктику обозначил Североатлантический альянс. Кроме того, в регионе активизировалась деятельность Китая, Японии, Кореи, а также таких «всем известных арктических стран», как Малайзия и Таиланд. Высоцкий отмечает, что действия этих государств приобретают «системный, коалиционный характер».

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, впрочем, заявил, что освоение Арктики в планы Альянса не входит. Но это отнюдь не означает, что Альянс не станет поддерживать своих членов, претендующих на часть «арктического пирога».

Напомним, что в 2012 году Россия собирается подать в ООН заявку на расширение границ принадлежности арктического шельфа. В скором времени в регион направится вторая экспедиция по научному обоснованию претензий РФ на территории в районе хребтов Ломоносова и Менделеева. Если заявка будет удовлетворена, за ней дожжен последовать поиск иностранных партнеров, располагающих средствами и технологиями работы на арктическом шельфе.